Самая доступная полнокадровая камера. Подробный обзор Nikon D600

8 октября 2012 Обзоры

Самая доступная полнокадровая камера. Подробный обзор Nikon D600

Бюджетный полнокадровый фотоаппарат Nikon был представлен меньше месяца назад. В конце сентября он начал продаваться во всем мире и сразу же попал к нам на тестирование. Мы провели две недели в компании с Nikon D600 и готовы поделиться впечатлениями, показать тестовые снимки. Даже после анонса Canon EOS 6D «шестисотка» не потеряла привлекательности. И сейчас мы расскажем, почему.

Хотя анонс D600 состоялся еще до начала Photokina 2012, было очевидно, что познакомить широкую общественность с новой камерой компания Nikon собиралась именно в Кельне. Так и произошло. На стенде компании «шестисотка» собирала солидные толпы, даже несмотря на то, что на той же выставке был представлен и конкурент от Canon, EOS 6D. Впрочем, у Nikon есть солидный запас по времени — D600 уже продается, а вот выход 6D ожидается в конце года. А в данный момент у нас нет даже тестовых снимков, чтобы провести детальное сравнение. Так что сегодня мы будем сравнивать все, что угодно, кроме качества картинки, уровня шумов и возможностей видеозаписи.

Прежде чем детально взглянуть на технические характеристики и приступить к знакомству с камерой, давайте разберемся, для кого она предназначена. Прежде всего, конечно, это опытные любители, которые давно мечтали о переходе на полный кадр, но не могли себе этого позволить по финансовым причинам. Все-таки Nikon D700 был довольно дорогим. D800/D800E попали в ту же ценовую категорию, а D600 уже ощутимо дешевле. Для профессиональной съемки D600 тоже вполне годится. Скорость серийной съемки на уровне 5.5 кадров в секунду позволит комфортно снимать даже динамичные события, например, задержания митингующих на Триумфальной площади, или традиционную дагестанскую свадебную стрельбу, или даже спортивные мероприятия. Наличие авторежима позволяет рекомендовать D600 новичкам в фотографии, но, на мой взгляд, смысла в этом немного — начинать лучше с Nikon D3200 с объективом 18-55/3.5-5.6.

По возможностям видеозаписи D600 в точности соответствует D800 — то же разрешение, тот же формат записи, такой же битрейт. Есть даже разъемы для подключения микрофона и наушников, так что и для видеосъемки камера прекрасно подходит.

Если Canon EOS 5D Mark III выглядит привлекательнее, чем D800 для видеозаписи, то возможности EOS 6D и Nikon D600 абсолютно одинаковы. Не совсем понятно, каков будет битрейт у шестерки, но пока никаких различий нет, кроме возможности подключения наушников к камере Nikon.

Цена камер совпадает с точностью до одного доллара, что выглядит несколько странно, поскольку до этого стоимость аналогичных моделей немного колебалась. Например, бюджетные камеры Canon стоят дешевле, а актуальные полнокадровые модели (EOS 5D Mark III и D800), наоборот, дороже. Рекомендуемая стоимость для российского рынка — отдельная тема, об этом мы поговорим в самом конце.

Здесь же стоит отметить еще и факт наличия двух слотов расширения у D600. Конкурирующая камера может похвастаться лишь одним. С любительской точки зрения это совершенно не критично, но если рассматривать камеру как инструмент для работы, то наличие второго слота под SD-карточку является существенным плюсом.

К нам на тестирование Nikon D600 приехал только с ремнем, заглушками и крышкой на байонет. Однако известно, что в комплекте с ним будет продаваться еще и зарядное устройство MH-25, USB-кабель UC-E15, резиновый наглазник (маркировка DK-21) и специальная заглушка на глазок видоискателя, которая понадобится при съемке с дистанционным спуском.

Этот момент, пожалуй, стоит разъяснить поподробнее. Если снимать с рук и смотреть в видоискатель, то через него не попадает свет на датчик экспозамера, поэтому экспозиция в автоматическом режиме определяется корректно. У Nikon D800 на видоискателе была специальная шторка, но в D600 ее нет. Так что для съемки с использованием дистанционного спуска глазок видоискателя лучше закрывать — в этом случае попадание паразитного света на датчики будет исключено. Приятно, что производитель учитывает подобные мелочи.
Дизайн, эргономика

Пожалуй, в предварительном обзоре Nikon D600 впечатления были чрезмерно восторженными. После длительной работы с D800 и D800E шестисотка кажется не такой уж удобной. Впрочем, это логично — к хорошему быстро привыкаешь. Стоит хотя бы денек поработать за 27-дюймовым монитором с IPS-матрицей, чтобы понять, что возвращаться на «семнашку» с TN+Fillm не хочется совершенно. Полагаю, что обладатели Nikon D3 вряд ли заинтересуются D600. Присматриваться к новой камере будут скорее пользователи зеркалок с APS-C матрицами (D300, D90, D7000), а также фотографы, мигрирующие с других систем. Все-таки столь доступной полнокадровой камеры пока нет ни у кого. Canon EOS 6D еще не вышел, а Sony SLT-A99 и Canon EOS 5D Mark III стоит ощутимо дороже. Проще всего придется тем, кто имел дело с D7000 — эта камера очень похожа на D600.

Как и подобает добротной зеркальной камере, Nikon D600 имеет металлический каркас корпуса. Он выполнен из легкого магниево-алюминиевого сплава. Однако фронтальная пластина, окружающая байонет, сделана из поликарбоната. Это несколько ухудшает выносливость тушки. Но такой подход объясняется стремлением минимизировать вес, так что я бы не стал относить это к недостаткам. Nikon D600 на 160 грамм легче, чем D800, и эта разница хорошо ощущается, особенно если носить камеру на шее целый день.

Органы управления практически не подверглись никаким изменениям. Именно поэтому чуть выше я говорил о том, что переход с других моделей камер Nikon не будет сопровождаться временными сложностями.

Лицевая сторона, как всегда, содержит много элементов управления. Самый крупный из них — кнопка фиксации объектива. Она механическая, нажатие отодвигает небольшой штырь на байонетном кольце, после чего «стекло» можно свободно повернуть и снять. При установке объектива вращать его нужно против часовой стрелки, что поначалу может изрядно бесить тех, кто раньше снимал на Canon.

По соседству с упомянутой кнопкой расположен переключатель автофокуса (AF и M — автоматический и ручной соотвественно), который будет использоваться только с оптикой без встроенного мотора. Напомню, у Nikon моторизированная оптика маркируется AF-S, а немоторизированная — AF. Объективы AF-S, как правило, имеют отдельный переключатель ручной/автоматической фокусировки на корпусе. Чуть выше на той же стороне есть кнопка возведения вспышки и клавиша BKT. Последняя отвечает за настройку режима брекетинга и задействует в сочетании со скроллерами на передней и задней панели (о них ниже). Любопытный момент: если камера выключена, вспышка не возводится, в то время как на D800 такой фокус удавался. В правом верхнем углу можно заметить три точечных отверстия микрофона.

Байонет обрамлен специальным кольцом для механического управления диафрагмой. Это вторичный признак класса камеры. У бюджетных зеркалок вроде Nikon D3200 этот элемент отсутствует, поэтому использование старых объективов становится неполноценным — съемка будет возможна только в ручном режиме. D600 же учитывает значение диафрагмы и может подобрать нужное значение выдержки.

В левой части передней панели находится репетир диафрагмы (кнопка предварительной оценки глубины резкости), а также программируемая клавиша Fn, лампа подсветки автофокуса и передний скроллер. В рабочем положении он находится прямо под указательным пальцем левой руки. На мой взгляд, такое расположение удобнее, чем когда диск находится на верхней панели. Хотя, конечно, это дело привычки.

На задней стороне, под большим пальцем левой руки находится аналогичный элемент управления. Назначение меняется в сочетании с разными другими клавишами, а также в зависимости от выбранного режима съемки. Например, при ручных настройках (режим M) передний диск позволяет выбирать значение диафрагмы, а задний — выдержки.

Также сзади расположен навипад со вписанной клавишей подтверждения, кольцевой блокиратор, двухрежимный переключатель в режим Live View (фото и видеосъемка), клавиша Info, выводящая справочную информацию и быстрое меню на экран, и кнопка AE-L/AF-L, отвечающая за блокировку автофокуса и автоэкспозиции.

В центре задней панели находится экран, о котором мы подробно поговорим ниже, а также прямоугольный глазок видоискателя, с резиновой насадкой и скроллер диоптрийной коррекции. Видоискатель большой и светлый. Никакой электронный аналог пока не в состоянии дать сравнимого комфорта в работе. Видоискатель традиционно отображает основную служебную информацию: значение диафрагмы, выдержки, чувствительность, поправку экспозиции (или ошибку экспозиции при съемке в ручном режиме), а также индикатор брекетинга, тип экспозамера и индикатор фокусировки. Последний очень помогает при работе с мануальной оптикой.

Слева от дисплея находится вертикальный ряд из пяти кнопок, а также клавиши перехода в режим просмотра и удаления снимков. Каждая из вертикальных кнопок выполняет две функции, кроме самой верхней, которая вызывает главное меню. С помощью этих элементов, а также двух вышеупомянутых скроллеров можно настроить баланс белого, размер, формат и качество фотографий, стиль картинки и чувствительность. В общем, подобный набор давно стал привычным для зеркалок Nikon.

Верхняя панель содержит вспомогательный монохромный дисплей с зеленой подсветкой, отображающий основные настройки камеры и параметры съемки. Рядом с ним находится маленькая кнопочка видеозаписи, кнопки коррекции экспозиции и типа замера, а также кнопка спуска и обрамляющий ее рычажок питания камеры. Рычажок имеет три положения: традиционные ON, OFF, и еще одно, самое крайнее, которое включает подсветку упомянутого монохромного экрана.

По центру расположен разъем для подключения внешней вспышки с пластиковой заглушкой, крышка вспышки встроенной, а слева можно заметить двухслойный диск. Верхняя часть диска переключает режимы съемки: P, A, S, M (традиционные режимы), Auto, Scene (распознавание сюжетов), U1, U2 (настраиваемые пользовательские режимы) и положение для принудительного отключения вспышки. Нижний диск активирует режимы другого плана: одиночный кадр (S), быстрая серийная съемка (CH, 5.5 кадра в секунду), медленная серийная съемка (CL, скорострельность настраивается в меню, но не может быть выше, чем в режиме CH), Q (режим bulb, ручная выдержка), съемка по таймеру, съемка по пульту ДУ и поднятие зеркала. Режим поднятого зеркала нужен в основном для чистки матрицы, в этом случае все кнопки блокируются, а вернуть зеркало в исходное положение можно только рычажком выключения питания. Сделано это специально, чтобы в процессе чистки вы не нажали какую-либо кнопку и не опустили зеркало, рискуя его повредить.

Нижняя панель содержит батарейный отсек, порт для подключения батарейной ручки и металлическое резьбовое крепление на штатив. Батарея используется точно такая же, как и в Nikon D800, D800E и ряде других камер компании.

Правый торец содержит крупную заглушку, которая закрывает отсек с картами памяти. Для записи фотографий и видео используется два носителя формата SD, SDHC или SDXC. Я проверил камеру с карточками на 8, 16 и 64 ГБ. Все они корректно распознавались и работали без проблем. Работа с картами памяти гибко настраивается через главное меню. Можно выбрать последовательное заполнение, можно выбрать режим резервирования, а можно чтобы RAW-снимки писались на одну карту, а JPEG — на другую. Или аналогично для записи видео и фото. В общем, все, что душе угодно. И это очевидное преимущество перед Canon EOS 6D, который оснащен лишь одним слотом.

Правый торец содержит все коммуникационные и интерфейсные разъемы, которые прячутся под тремя отдельными заглушками: аудиовход и выход (оба с сечением 3.5 мм), HDMI, USB и отдельный разъем для подключения проводного пульта ДУ, Wi-Fi модуля или GPS-приемника. У Nikon D800/D800E, если помните, заглушка была одна большая. Nikon D600 практичнее, неиспользуемые порты остаются закрытыми и не подвержены попаданию глязи или влаги. Но в то же время на корпусе D600 не нашлось места для синхроконтакта, так что работать со студийными вспышками придется с использованием трансмиттера, подключаемого через «горячий башмак».

Корпус, помимо прочего, защищен от попадания влаги и пыли. Речь не идет о возможном погружении камеру под воду — для этого понадобится специальный бокс, однако съемка под дождем или при 100-процентной влажности камере ничем не грозит.

Подводя промежуточный итог, отметим высочайшее качество сборки и отделки. Рукоятка покрыта мягкой резиной с приятной фактурой и высоким коэффициентом трения. Случайно выронить камеру из рук будет сложно. Сзади есть небольшая резиновая вставка под большой палец, которая также способствует более надежному хвату. Резьбовое крепление снизу располагается таким образом, что при установке на штатив доступ к батарейному отсеку не блокируется. Впрочем, если использовать видеоштатив с широкой крепежной площадкой, то заменить батарейку, не откручивая камеру, будет проблематично.
Экран, интерфейс

Экран здесь точно такой же, как и в Nikon D800/D800E. Это в равной степени относится к диагонали, к разрешению и защитному покрытию. Напомню, размер матрицы по диагонали составляет 3.2 дюйма, а разрешение — 921 000 точек. У главного конкурента в лице Canon EOS 6D разрешение побольше, а диагональ меньше, поэтому картинка выглядит более четко и приятно. Однако у новинки Canon есть и недостаток, если судить по предсерийному образцу, который нам показывали на выставке Photokina 2012 в Кельне. Матрица экрана располагается в углублении, под защитным стеклом, что дает паразитные отражения света и затрудняет восприятие картинки в солнечную погоду. Не исключено, впрочем, что в финальных образцах камеры этот момент учтут и исправят. Но лично мне в это верится довольно слабо — у производителя банально нет на это времени. Прошивка будет дорабатываться, это очевидно, но внешне EOS 6D, скорее всего, останется без изменений.

Да, и EOS 6D и Nikon D600 могут похвастаться стеклом Hardlex, которое практически не царапается. Но, несмотря на это, компания Nikon включает в стандартный комплект поставки прозрачную крышечку из оргстекла, которая, в свою очередь, защищена слоем защитной пленки. Настоящая услада для сторонников культа нетронутой техники. Хотя я традиционно рекомендую снять эту крышечку сразу после извлечения камеры из коробки — пользы от нее никакой, только мешает.

Олеофобного покрытия нет, так что экран приходится часто протирать, поскольку, глядя в видоискатель, вы неизбежно касаетесь дисплея щекой. Это оставляет отпечатки.

Никаких принципиальных изменений в организации меню нет и в ближайшем времени не предвидится. Есть новые пункты, связанные с настройкой Wi-Fi соединения при подключении внешнего модуля, однако основное управление осуществляется через смартфон и специальное приложение. Кстати, подробно о реализации удаленного управления камерами мы расскажем вам ближе к концу года в отдельном материале.

Ну и здесь же стоит напомнить, что конкурирующий Сanon EOS 6D может похвастаться встроенными модулями Wi-Fi и GPS. Полагаю, что для некоторых фотографов это может сыграть решающую роль при выборе камеры.
Функциональные возможности

В Nikon не стали изобретать новые режимы съемки: такой камере, как D600 это совершенно ни к чему. Однако здесь зачем-то присутствует автоматический режим — при том, что съемка с программной автоэкспозицией (которая с успехом может заменить автоматический режим) также возможна. Впрочем, если судить по публике, которая толпилась вокруг стенда с D600 на выставке Photokina, аудитории для авторежима наберется достаточно.

Система автофокуса ожидаемо оказалась слабее, чем в Nikon D800 и D800E, а также D4. Она работает по 39 точкам и имеет девять датчиков перекрестного типа. Упомянутая восьмисотая модель может похвастаться 51 точкой фокусировки. Впрочем, многие ли из вас снимают в режиме автоматического выбора точки наведения? Полагаю, что нет. Но, так или иначе, количество точек не всегда определяет скорость и точность наведения. С этим, к счастью, у Nikon D600 никаких проблем нет. Я тестировал камеру с объективами AF-S 28/1.8G, AF-S 35/1.4G и 85/1.8G. С каждым из них она прекрасно фокусировалась даже ночью. Ну а когда совсем темно, на помощь придет лампа подсветки, расположенная на передней панели. Светит она очень ярко, а если дотронуться до ее стекла пальцем, можно почувствовать, как она нагревается.

Никакой разницы в скорости работа автофокуса с D800 не заметно. А вот Canon EOS 6D в этом плане проявил себя хуже — он наводится гораздо медленнее (хотя здесь многое зависит и от объектива), чаще ошибается. Но, повторюсь, к моменту продаж ситуация может измениться, поскольку я имел дело с предсерийным образцом камеры.

В комментариях к предварительному обзору Nikon D600 кто-то из читателей сказал, что в этой камере нет функции подстройки автофокуса для дефектных объективов с бэк- или фронтфокусом. Разумеется, это неправда — такая опция в настройках есть. Более того, там есть возможность задания параметров для съемки с неавтофокусными объективами — вы можете указать фокусное расстояние для гарантии правильной внутрикамерной обработки снимков и корректной работы режима автоматического выбора ISO. Этот режим учитывает фокусное расстояние и соответствующим образом рассчитывает выдержку. То есть на 100-миллиметровом объективе без стабилизатора вы не получите выдержку длиннее, чем 1/100 секунды. Поэтому если у вас есть старый ручной объектив, не поленитесь задать камере его параметры.

CMOS-матрица имеет физический размер, соответствующий площади кадра на пленке 135-го формата — 35.9х24 мм. Производством сенсоров для Nikon по-прежнему занимается Sony, однако снимки с D600 и Alpha SLT-A99 заметно различаются. Дело, по всей видимости, в различных алгоритмах обработки сигнала и разных процессорах. Разрешение 24 мегапикселя, на мой взгляд, оптимальное. Все же 36 мегапикселей редко окажутся востребованы, а 16 или даже 18 Мп оставляют совсем небольшой запас для вырезания фрагментов. По динамическому диапазону качество картинки на высоких значениях ISO D600 почти не отстает от D800 и в данный момент занимает третью строчку в рейтинге DxO Mark. Собственные снимки, выявляющие шумы на высокой чувствительности, мы приведем на следующей странице.

Каждый RAW-файл с Nikon D600 в 14-битном виде занимает около 30-35 мегабайт. Конечный размер зависит от параметров съемки (в первую очередь от чувствительности), а также от содержимого кадра. Полноразмерный JPEG в максимальном качестве весит в среднем 12-15 мегабайт.

Встроенный микрофон у Nikon D600 только один, поэтому при съемке видео звук пишется в режиме моно. Для стереозаписи придется обзавестись внешним микрофоном. Есть фирменный направленный микрофон, который устанавливается в «горячий башмак», однако при желании воспользоваться можно любыми микрофонами, в том числе радио-петличками.

Стоит упомянуть и о возможности автоматизированной съемки Time Lapse. Настраивается этот режим из главного меню, причем настройка довольно простая. Можно задать продолжительность серии (количество кадров, максимум 999), общее количество таких серий (не больше девяти), а также время начала съемки (немедленно или в указанное время). Таким образом максимум можно сделать 8991 кадр. Впрочем, в реальности продолжительность ограничивается ресурсом аккумулятора и вместимостью карт памяти.

Неприятным сюрпризом оказалось отсутствие поддержки USB 3.0 — камера соединяется с компьютером только по USB 2.0. Нет, конечно, в порт с синей маркировкой ее подключить можно, вот только скорость обмена данными от этого быстрее не станет. Является ли это недостатком? Пожалуй, да. Но при наличии карт-ридера (внешнего или встроенного) вы вряд ли вообще его заметите.

Ресурс затвора составляет 150 000 срабатываний. Nikon D800 и D800E могут похвастаться большим ресурсом — 200 000 снимков. Щелкает затвор достаточно тихо, однако Canon EOS 5D Mark III в специальном тихом режиме издает еще меньше шума. Аналогичного режима в D600, к сожалению, не предусмотрено.

Впечатления от использования, тестовые фотографии, видео

Впечатления от работы с Nikon D600 самые положительные. Полагаю, по ходу обзора все уже стало более-менее понятно, так что дополнительно описывать восторги смысла нет. Отмечу еще раз, что вес тушки сравнительно невелик, поэтому она не доставляет особого дискомфорта, когда целый день висит на шее. Речь, конечно, идет об использовании в сочетании с 35-миллиметровым объективом. Если установить что-то вроде 70-200/2.8 или даже 24-70/2.8, то вес конструкции станет значительно большим и тогда придется давать себе передышку, убирая аппарат в сумку или вешая на плечо.

К работе автофокуса никаких претензий нет — все очень четко. Традиционно режим автоматического выбора точки фокусировки не может за вас решить, на каком плане вы собираетесь сделать акцент, поэтому сложные с композиционной точки зрения кадры лучше снимать с ручным выбором области наведения.

Давайте лучше взглянем на то, что западные коллеги называют ISO Performance — качество картинки на высокой чувствительности. Номинально Nikon D600 отрабатывает значения от 100 до 6400 единиц, однако диапазон можно расширить в обе стороны, получив ISO 50-25600.

Приведенные изображения подтверждают то, что было понятно на стадии предварительного тестирования. Все значения ISO вплоть до 6400 вполне рабочие, шума почти нет. На ISO 12800 шум заметен, однако не проявляется не так сильно, как можно было ожидать. При уменьшении снимка до 12 мегапикселей можно получить прекрасную, чистую картинку даже без включения шумоподавления. Ну а на ISO 25600 картинка выглядит не слишком приятно, так что максимальное значение следует включать лишь в самых крайних случаях.

Да, имейте в виду, что все приведенные выше снимки делались при отключенном шумоподавлении. Активация этой функции в меню камеры уменьшает шум, однако вместе с этим ухудшается и детализация. Шумодав имеет три позиции: минимальное подавление, умеренное и максимальное. Ну а теперь давайте взглянем на снимки, сделанные в повседневных ситуациях.

Замечательная картинка. Все это, кстати, чистый JPEG из камеры без какой-либо обработки. А дело в том, что обновления для Adobe Photoshop CS6 и Lightroom, содержащее спецификации RAW-формата Nikon D600, появились уже после того, как я подготовил тестовые снимки. Сама камера на тест досталась без комплекта поставки, а пробная версия фирменного конвертера Nikon Capture NX, доступная на официальном сайте, не содержит последнего обновления. Это неизбежная сложность при покупке очень новой камеры, которой D600 по-прежнему является — официальные продажи стартовали 18 сентября. Но надо отдать должное, Adobe отреагировала очень быстро и теперь никаких проблем с конвертацией у владельцев Nikon D600 нет.

По части видеозаписи Nikon D600 в точности повторяет D800. Максимальное разрешение — 1920х1080 при 30 кадрах в секунду в прогрессивной развертке. В режиме HD (1280х720) доступен режим 60p. Во всех случаях действует ограничение на продолжительность видеоролика — 29 минут 59 секунд. Запись производится в формате MPEG4 с битрейтом 24 Мбит/с. Приведем несколько примеров, сделанных с максимальными установками качества.

К качеству записи никаких нареканий нет. Правда, есть одно неудобство, которое выяснилось в процессе съемки. Оказывается, задать значение диафрагмы можно только перед началом съемки, настройка в процессе записи недоступна. Но есть и интересное достоинство. Камера позволяет выводить несжатый видеопоток через HDMI и записывать его на внешний жесткий диск. Правда, в таком случае следует убрать всю служебную информацию с дисплея камеры, поскольку она тоже будет сохраняться.

Новости партнеров