Рынок дешёвых камер мёртв

1 августа 2013 Новости

Рынок дешёвых камер мёртв

Согласно данным японской организации Camera and Imaging Products Association, мировые поставки цифрокомпактов за первые пять месяцев года упали на 42% — производители не могут приспособиться к изменившемуся миру, в котором пользователи предпочитают удобство смартфонов, позволяющих быстро делать снимки, обрабатывать их и делиться в социальных сетях вроде Facebook и Instagram.

Изменения заставляют ведущих производителей, включая Fujifilm и Panasonic, сокращать продуктовые линейки и оптимизировать предложения. Некоторые предпочитают сконцентрировать усилия на более продвинутых фотокамерах, ибо интерес к классическим компактам быстро падает. На прошлой неделе Canon снизила прогнозы относительно годовой прибыли на внушительные 10%, сославшись на сокращение продаж фотокамер. Второй раз за три месяца компания уменьшила свои прогнозы по поставкам цифрокомпактов — явный признак стремительного обвала рынка.

«Каждый в индустрии понимает, что рынок меняется, — сказал корпоративный вице-президент Fujifilm Хироши Танака (Hiroshi Tanaka). — Вопрос в том, что мы можем с этим поделать?»

Fujifilm, пятый по величине производитель фотокамер в мире, собирается уменьшить вдвое свою продуктовую линейку по сравнению с 20 моделями в прошлом году, а также снизить число моделей начального уровня. Цель — сократить постоянные издержки бизнеса фотокамер на 60% в ближайшие три года.

Потеряв в прошлом отчётном году порядка $235 млн в подразделении формирования изображений, седьмой по величине производитель фотокамер Olympus собирается ликвидировать линейки своих самых дешёвых решений и снизить число предлагаемых на рынке моделей. Компания прогнозирует, что в этом отчётном году, который завершится в марте 2014 года, ей удастся продать 2,7 млн фотоаппаратов, то есть вдвое меньше, чем годом ранее.

Согласно данным IDC, мировой рынок цифровых фотокамер может сократиться в 2013 году до 102 млн единиц против 144 млн в 2010 году. И это на фоне того, что число фотографий в мире растёт очень быстро. Fujifilm считает, что сейчас ежегодно делается 1,6 триллионов снимков с помощью смартфонов, цифровых камер и других устройств, тогда как на пике популярности плёночных камер примерно в 2000-м году их делалось 100 млрд.

«Это классический случай индустрии, которая не может адаптироваться к изменению предпочтений пользователей», — отмечает Кристофер Чут (Christopher Chute), аналитик по цифровым устройствам формирования изображений в IDC.

В то время как интернет-подключение через Wi-Fi стало стандартом в целом ряде устройств потребительской электроники, цифровые камеры по большому счёту остались вне этой тенденции. Согласно выкладкам IDC, лишь один из шести фотоаппаратов, поступивших на рынок в этом году, будет оснащён Wi-Fi. Самый сильный спад ждёт цифрокомпакты: IDC предполагает, что в этом году производителям удастся реализовать лишь 80 млн таких устройств против 132 млн тремя годами ранее.

Чтобы компенсировать это, производители продвигают более продвинутые модели, включая решения с 10-кратным оптическим масштабированием и/или сенсорами увеличенного размера, обеспечивающие более высокое качество при недостаточном освещении. В прошлом месяце Sony обновила свою флагманскую компактную камеру. Цифрокомпакт RX1R, как и предшественник RX1, включает полнокадровый сенсор, однако это удовольствие не из дешёвых — обе модели стоят по $2800. Sony отмечает, что средняя стоимость продаваемых ею компактных фотокамер возросла на 20% в первом квартале 2013 года.

Положение Sony несколько компенсируется тем, что компания является ведущим поставщиком фотосенсоров для смартфонов — она строит всё новые производственные линии, чтобы удовлетворить растущий спрос. Проблема в том, что улучшая качество своих компактных сенсоров, компания подрывает собственный фотобизнес — Sony ожидает, что за отчётный год (заканчивается в марте) поставки её камер упадут на 20%.

Производители также делают всё большую ставку на системные беззеркальные камеры — они нравятся энтузиастам и профессионалам за большие фотосенсоры и сменную оптику в совокупности с относительно компактным корпусом (за счёт исчезновения системы видеоискателя, основанной на зеркале).

Canon отмечает тревожный знак: потребители откладывают покупки зеркальных камер и предпочитают более низкие цены, а не новые функции. Скоро может начаться ценовое противостояние и в прибыльном сегменте зеркальных и других фотоаппаратов высокого класса, что может дополнительно сократить прибыль производителей.

По словам руководителя Canon, ответственного за развитие цифрокомпактов, Мицуо Мацудайра (Mitsuo Matsudaira), японские потребители, приобретавшие ранее новые фотоаппараты раз в три года, теперь делают это раз в пять лет. Canon не собирается отказываться от недорогих цифровых камер, но сконцентрирует усилия на компактах более высокого класса, особенно с большим значением оптического масштабирования. Цель компании — не конкурировать со смартфонами, а обеспечить удобное взаимодействие камеры с телефонами. Например, очень компактная камера PowerShot N, выпущенная в этом году, может отправлять снимки на смартфон и накладывать фильтры на фотографии.

Компания Nidec, один из ведущих поставщиков различных компонентов для широкого спектра потребительской электроники, отмечает, что проблемы рынка цифрокомпактов выливаются в потерях для её подразделений, производящих затворы и объективы. При этом глава Nidec Шигенобу Нагамори (Shigenobu Nagamori) отмечает, что некоторые руководители его подразделений слишком оптимистично настроены относительные возрождения рынка фотокамер. «Я сказал им, чтобы они избавлялись от подобного мышления, — заявил он на пресс-конференции в Токио на прошлой неделе. — Я говорю им, что рынок дешёвых камер мёртв, как и рынок ПК».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также