Обзор Canon EOS 650D: зеркальная камера с сенсорным экраном

4 сентября 2012 Обзоры

Обзор Canon EOS 650D: зеркальная камера с сенсорным экраном

Canon EOS 600D была признана ассоциацией EISA «лучшей камерой 2011/2012», а заодно получила и от наших читателей титул «Гаджет года» в номинациях «Лучшая зеркальная камера» и «Фото и видео. Лучшая модель года». Что и говорить, на пентапризме уже свободного места не осталось от лавровых венков. Но Canon и не думает почивать на лаврах, выпуская ежегодно обновления для своей любительской зеркальной серии. Вашему вниманию предлагается обзор логического продолжателя дела «шестисотой» — Canon EOS 650D.

Беззеркальные камеры со сменной оптикой, несмотря на некоторый скепсис общественности в момент первого их появления на публике, заметно ударили по «зеркальным» позициям в сегменте старших любительских камер. Компактность, функциональность, простота, автофокус при видеосъемке, отсутствие дополнительного механического элемента — все это играет им на руку. Что понимают и компании, делающие ставку в своем модельном ряду именно на зеркалки: мы можем увидеть активное внедрение системы Live View встроенного советчика, хитрых автоматических режимов в, казалось бы, заведомо рассчитанные на взыскательную публику продукты. Достаточно вспомнить, например, Nikon D3100 или Sony SLT-A57. Canon со своей 650D развивает тему пользовательской привлекательности применением сенсорного экрана — первого в истории зеркальных камер. Также сделана ставка на улучшенную работу в режиме Live View за счет автофокуса с технологией «Гибридный CMOS», который позволяющет использовать некоторые пиксели матрицы для определения расстояния до объекта, и лишь затем «доводит» фокус контрастным методом. В теории это должно давать возможность работать с поднятым зеркалом примерно так же спокойно, как и с опущенным.

Отдельно 650D интересна в свете анонсированной только что беззеркальной системы Canon EOS M: в ней будет использоваться та же матрица (APS-C разрешением 18 Мпикс), та же технология «Гибридный CMOS», сенсорный экран. Canon также заявляет, что качество съемки EOS M и EOS 650D будет очень близким, что неудивительно — камеры достаточно похожи конструктивно.
Основные характеристики Canon EOS 650D

Матрица: CMOS, размеры 22,3x14,9 мм (APS-C), эффективное разрешение — приблизительно 18 Мпикс; встроенная система очистки; естественное соотношение сторон — 3:2
Разрешение снимков: до 5184x3456
Байонет: EF/EF-S; эквивалент — 1,6x фокусного расстояния
Стабилизация изображения: нет, только встроенная в оптику
Процессор обработки изображений: DIGIC 5
Видоискатель: оптический; пентапризма; 95% обзор; полупрозрачное зеркало быстродействующего типа (отношение пропускание/отражение 40:60); предпросмотр глубины резкости; диоптрийная коррекция
Дисплей: TFT, Clear View 2, диагональ 3 дюйма, разрешение 10400000 точек; устойчивое к пятнам покрытие, угол обзора примерно 170 градусов
Live View: 99% угол охвата; гибридный CMOS-автофокус (обнаружение лиц и отслеживание автофокусировки, по подвижной зоне (одной или нескольким)), определение разности фаз (скоростной режим); наложение сетки, гистограмма
Фокусировка: TTL с использованием CMOS-датчика, определение разности фаз; 9 крестовых датчиков; подсветка при помощи встроенной или внешней вспышки
Режимы автофокусировки: AI Focus (Интеллектуальная автофокусировка); покадровая; следящий автофокус; автоматический или ручной выбор точки; ручная фокусировка
Затвор: фокальный затвор с электронным управлением
Диапазон выдержки (сек.): 30–1/4000 с + произвольно длительная выдержка
Скорость съемки: 5 кадров в секунду при максимальном разрешении; серия ограничена 22 кадрами при использовании JPEG, до 6 кадров в RAW
Способы съемки: покадровый, серийный, автоспуск (2 с, 10 с + пульт, 10 с + непрерывная съемка 2-10)
Экспонометр: TTL-замер при полностью открытой диафрагме при помощи 63-зонного SPC
Режимы замера экспозиции: оценочный замер (сопряжённый с любой точкой автофокусировки); частичный замер (прибл. 9% площади видоискателя); точечный замер (примерно 4% площади видоискателя); центровзвешенный замер
Компенсация экспозиции: +/-5 EV с шагом 1/3 или 1/2 (можно сочетать с автоматическим брекетингом (AEB))
Автоматический брекетинг экспозиции (AEB): 3 кадра +/- 2 EV, с шагом 1/3 или 1/2 ступени
Режимы работы: Интеллектуальный сценарный режим, Без вспышки, Творческий авторежим, Портрет, Пейзаж, Макро, Спорт, Ночной портрет, Ночная съемка с рук, HDR, Программная автоэкспозиция, Автоэкспозиция с приоритетом выдержки, Автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы, Ручная экспозиция
Цветовое пространство: sRGB и Adobe RGB
Стили изображения: авто, стандартный, портрет, пейзаж, нейтральный, точный, монохромный, пользовательский (x3)
Обработка изображения: приоритет светов; автокоррекция яркости (Auto Lighting Optimizer) (4 установки); шумоподавление при длительной выдержке; шумоподавление при высоких ISO (4 установки); многокадровое шумоподавление; коррекция периферийной освещенности объектива; основной+ (Съемка в зависимости от уровня внешней освещенности, съемка в зависимости от типа освещения или сцены)
Светочувствительность: авто (100-6400), 100-12800 с шагом 1 ступень; доступно расширение ISO до H: 25600
Баланс белого: авто, дневной свет, тень, облачно, лампа накаливания, белый,
флуоресцентные лампы, вспышка, ручной; компенсация баланса белого (Синий/Янтарный +/-9) (Пурпурный/ Зеленый +/-9); брекетинг (+/- 3 ступени)
Формат файла фото: JPEG (Exif 2.3), RAW, совместимый с форматом Digital Print Order Format [DPOF] версии 1.1;
Видео: MOV (Видео: H.264, Звук: Linear PCM, уровень записи может быть вручную настроен пользователем); 1920 x 1080 (29,97, 25, 23,976 кадров/с), 1280 x 720 (59,94, 50 кадров/с), 640 x 480 (30, 25 кадров/с); максимальная продолжительность 29 мин 59 c, максимальный размер файла 4Гбайт
Встроенная вспышка: есть, ведущее число 13, угол охвата для фокусного расстояния до 17 мм; режимы — авто, ручной, встроенный передатчик Speedlite; синхронизация — 1/200 сек; уменьшение эффекта «красных глаз»; горячий башмак
Память: слот для карт памяти формата SD/SDXC/SDHC, UHS-1
Интерфейсы: высокоскоростной USB, выход видео (PAL/ NTSC) (интегр. с USB-терминалом), минивыход HDMI (совместим с HDMI-CEC), внешний микрофон (3,5-мм стерео мини)

Фотокамера продается в kit-версии Canon EOS 650D 18-55 IS II по цене от 27500 до 40920 рублей, в версии body — от 24897 до 32000 рублей.
Дизайн и конструкция
Изменения внешнего вида по сравнению с Canon EOS 600D у новинки минимальны — особой потребности что-то менять нет. Да и речь идет о зеркальной камере, где дизайн всегда плетется в хвосте значимых характеристик. Материалы применяются те же: металлический каркас, облицовка пластиком и резиной. В начале июля появлялись новости о вызываемой резиновым покрытием аллергии у первых покупателей, но, во-первых, это касается только самой первой выпущенной партии, во-вторых, выявить что-то такое на тестовом образце не вышло — несмотря на тесное общение с ним тяжелого аллергика.
Габариты Canon EOS 650D — 133,1x99,8x78,8 мм, вес — 575 грамм (включая батарею и карту памяти). Это маленькая и легкая зеркалка, но в сравнении с борющимися с ней на одном поле беззеркалками она, конечно, проигрывает. В руке 650D лежит отменно и за счет увеличенного еще на прошлой версии выступа для хвата правой рукой, и за счет цепкой резины. Все традиционно.
Функциональные элементы. Спереди мы видим байонет с кнопкой высвобождения объектива, индикатор таймера, окошко системы работы дистанционного управления.
Левое ребро. Под двумя крышечками расположены все интерфейсы: для пульта ДУ, микрофона, miniUSB, miniHDMI.
Правое ребро. Слот для карты памяти формата SD, прикрытый пластиковой крышкой. На обеих сторонах камеры мы видим «уши» для крепления наплечного ремня.
Верхний торец. По центру находится выскакивающая вверх вспышка и вписанный в ее контуры горячий башмак, справа: кнопка спуска, навигационный диск, кнопка регулировки ISO, селектор режимов.
Нижний торец. Здесь располагаются батарейный отсек и резьба для штативной площадки, достаточно разнесенные по расстоянию, чтобы оставить возможность поменять аккумулятор и на прикрученной к штативу камере.
Задняя панель также претерпела только косметические изменения по сравнению с 600D — изменилась форма некоторых клавиш, но не их назначение. Слева от крупного, установленного на шарнир, экрана находятся кнопки вызова меню и смены типа отображения на экране. Над ним — видоискатель с колесиком диоптрийной коррекции и кнопка включения режима Live View/записи видео. Справа: пять полифункциональных навигационных клавиш, кнопки регулировки экспозиции, активизации быстрого меню, воспроизведения снимков и удаления снимков; выше — кнопки уменьшения/увеличения снимка при просмотре, совмещенные с фиксацией экспозиции (автофокуса) и выбором точки фокусировки.
Качество сборки хорошее. Несмотря на не самые серьезные материалы, примененные в корпусе 650D (речь о не самом фактурном пластике), особых вопросов не возникает. О пыле- и влагозащите речи не идет, но и каких-то зазоров, поскрипываний при сжимании нет.
Интерфейс и управление
Canon EOS 650D как любительская зеркалка не обладает полным набором аналоговых органов управления — и в силу ограничений по габаритам, и в силу элементарного позиционирования. К примеру, для регулировки диафрагмы в ручном режиме необходимо вращать единственный навигационный диск при зажатой кнопке Av; скорость навигации по основному меню ограничена отсутствием вращающегося диска; кнопка активации записи видео находится в неудобном месте, при попытке ее нажать трудно избежать дрожания камеры. Есть и еще моменты, но в целом это ожидаемые мелочи, хорошо знакомые и по прошлым поколениям любительской DSLR-серии Canon. Говорить о каких-то различиях с 600D в плане управления не приходилось бы, если бы не та самая «фишка» модели — сенсорный экран.
Он здесь стал не просто маркетинговым ходом, решением, которое позволило бы назвать новинку хоть в чем-то «первой в мире», а реально работающим инструментом. Особый смысл приобретает знакомое и раньше быстрое меню, активирующееся клавишей Q: абсолютно все элементы на экране реагируют на прикосновение. На ту же литеру можно нажать уже прямо на экране в режиме Live View, получив, опять же, сенсорный доступ ко всем основным настройкам. Так же касанием экрана можно фокусироваться на нужной точке и делать снимки при активации последней функции; быстро включать/выключать режим фокусировки Servo AF; приближать выбранную область кадра для более точной ручной фокусировки при помощи жестов multi-touch. Конечно, сенсорный способ управления камерой остается лишь опцией — говорить об уходе от «аналога», если речь заходит о серьезных фотокамерах, просто глупо. При этом листать и масштабировать фотографии движениями пальцев по экрану заметно удобнее.
При этом, помимо вышеупомянутых сенсорных особенностей интерфейс остальных режимов не изменился нисколько. Мы имеем дело с хорошо знакомым кэноновским аскетизмом. При этом размер иконок на достаточно крупном экране не всегда позволяет комфортно работать с ними. А вот чувствительность экрана не оставляет вопросов, он здесь емкостной.
Кроме изменения интерфейса и добавленной ключевой функции Servo AF (о ней — ниже) режим Live View не изменилась в сравнении с другими зеркальными камерами Canon: можно накладывать сетку, вызывать на экран электронный горизонт, в остальном работа с камерой ведется так же, как и при помощи оптического видоискателя: при этом стоит отметить, что в этом режиме у 650D 99% охват кадра, тогда как у оптического — 95%. Ну и отметить традиционное, пусть и уже не столь значительное, как когда-то, запаздывание картинки.
Экран поворачивается в двух плоскостях, из-за крупного размера шарнира пришлось пожертвовать тонкостью камеры, но это того стоило: работать в режиме Live View, особенно в сочетании с сенсорными опциями управления, крайне удобно. Фактически, за счет этого камера приобретает свойства, которые не помешают и профессиональным фотокамерам — съемку можно вести из практически любого положения. При этом очень радует и картинка на экране: в численном эквиваленте по сравнению с 600D ничего не изменилось (3 дюйма, 1,4 миллиона точек), но картинка стала сочнее и ярче за счет отсутствия воздушной прослойки между самим дисплеем и защитным стеклом.

На оптическом видоискателе допустима диоптрийная коррекция, предпросмотр глубины резкости. За счет использования наложенного полупрозрачного ЖК-экрана в видоискателе выводится информация об автофокусировке, экспозиции, вспышке, приоритете светов, максимальной длине серии, карте памяти, заряд аккумулятора, сведения о композиции; отображаются, если они включены, специальные режимы.
Функциональность
Сенсор на 650D применен, по сути, тот же, что и на 600D с 550D — 18-мегапиксельный CMOS, но с расширенным диапазоном светочувствительности (теперь ISO 100-12800 с возможностью расширения до 25600) и гибридной системой автофокуса, о которой я уже говорил выше. При поднятом зеркале камера может отслеживать расстояние до объекта, рассчитывая его движение; далее к делу подключается и контрастный автофокус. Это должно в теории здорово помогать при съемке видео, где у зеркалок доселе всегда были значительные проблемы. Поэтому и начнем разговор о функциональности именно с работы автофокуса при видеосъемке.

На деле все оказывается достаточно приятно, но не так радужно, как в теории. Объекты далеко не всегда захватываются быстро, камера «ерзает» фокусом, есть проблемы при зуммировании. Да, это первая полноценная зеркалка, на которой не хочется тут же бросить бесцельные попытки пользоваться автофокусом и переключиться на ручной — но пока что гибридный метод не смотрится панацеей.

В остальном к видеозаписи 650D минимум претензий: 1920х1080 при 30 кадрах в секунду, полная поддержка ручных настроек, запись звука при помощи стереомикрофона. Но, традиционно, нет поддержки AVCHD — только MOV. Субъективно качество видео, записанного на 650D, можно оценить высоко, особую изюминку сюда добавляет возможность использования парка оптики от Canon, но в целом от камеры, так ориентированной на запись видео, ожидаешь большего — в том числе и лучшего расположения кнопки активации видеозаписи, например.
На Canon EOS 650D применяется процессор DIGIC 5, позволяющий быстрее обрабатывать поступающую информацию и обеспечивающего несколько новых функциональных особенностей. В сочетании с новым затвором он позволяет добраться до приличного показателя серийной съемки в 5 кадров в секунду. Несколько снижает уровень энтузиазма максимальная серия из 6 непрерывно снятых RAW-файлов, но не стоит забывать, что мы говорим о любительской камере.

Автофокус, состоящий теперь из 9 крестовых датчиков (ранее было также 9 точек, но при этом лишь один крестовой датчик), обеспечивает примерно ту же скорость, зато может похвастаться большей точностью. Это ровно та же система, что применяется в старшей модели 60D. Включается в работу 650D почти мгновенно. А вот запись RAW-файлов осуществляется с заметной задержкой, которая, кажется, еще увеличилась по сравнению с предыдущей моделью.
Встроенная вспышка имеется, вполне достойная, с ведущим числом 13. Но возможность беспроводной синхронизации с внешней вспышкой и горячий башмак все-таки намекают на расширение возможностей работы камеры со светом.

Функции съемки в большинстве своем знакомы любителям по 600D: это стандартный набор ручных и полуручных настроек, «зеленый режим» автоматического выбора всех настроек, режим автоматической съемки без вспышки, «творческий режим» (позволяющий устанавливать параметры яркости, размытия фона), сюжетные режимы. И два свежих: склейка из нескольких кадров при ночной съемке с рук для уменьшения размытости изображения и подавления шумов и режим HDR-съемки против солнца.
Во всех автоматических режимах доступна «подгонка» настроек под ситуацию — применяется фирменная система «Атмосфера съемки». Также по умолчанию активирована функция, при которой подробно расписывается, для чего тот или иной режим нужен. Для новичков это — бесценная функциональность, на 650D она смотрится крайне уместно. Не хватает же уже привычных на камерах Sony и Nikon, например, советов по применению каких-то режимов и построению кадра, когда камера берет на себя роль учителя. Отчасти эту функцию выполняет отключаемая система подсказок, всплывающих на экране при выборе той или иной настройки.
Есть традиционные для всей линейки Picture Mode — настраиваемые цветовые профили, подходящие к различным сюжетам. Доступны и световые настройки: Auto Lighting Optimizer позволяет расширить динамический диапазон (не слишком эффективно), фильтрация шумов при помощи серии из четырех снимков и составления из них усредненного. Имеется встроенное подавление хроматических аберраций.
Качество съемки
Байонет Canon EOS 650D поддерживает объективы серии EF и EF-S. Стандартная для камеры этой серии свобода при выборе оптики, ограниченная кроп-фактором (1.6), который нельзя не учитывать при подборе фокусных расстояний. В остальном — у Canon с парком оптики полнейший порядок, об этом все прекрасно в курсе. Данная камера тестировалась с комплектным объективом Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II, Canon EF 24-70mm f/2.8L USM, Canon EF 17-40mm f/4L USM, Canon EF 70-200mm f/4L USM. Говорить что-либо о них не вижу смысла. Первый стоит заменить при первой возможности (но, как правило, с ним любительская зеркалка и используется на постоянной основе), у второго и третьего свои преимущества, но оба хороши.

Как и любая любительская камера, 650D должна хорошо себя проявлять при съемке в автоматическом режиме, будучи, как правило, «первой зеркалкой» для своих хозяев. И, должен сказать, справляется в целом со своими обязанностями она хорошо: довольно точно определяет экспозицию (с минимальной тенденцией к пересвечиванию), достойно определяет баланс белого. Но я бы не стал увлекаться съемкой в режиме Auto+: полное перепоручение всех настроек камере может быть полезным для новичка, но оно годится, в основном, для простых условий съемки; стоит постепенно переходить как минимум, на сюжетные режимы с настройкой отдельных параметров для ознакомления с ними. 650D, как и любая камера, раскрывается в полной мере именно при максимально полном контроле настроек со стороны фотографа. При этом полноценного помощника, как на младших моделях Sony Alpha или любительских зеркалках Nikon, тут, повторюсь, нет.

Никаких претензий по цветопередаче, детализации снимков предъявить камере нельзя — все это осталось неизменным по сравнению с 600D, где все было очень неплохо (стоит, правда, обращать внимание прежде всего на снимки со старшими объективами для оценки детализации, 18-55 ей не славится). 600D отличалась достаточно выраженными хроматическими аберрациями, и на новой модели производители позаботились об их программном подавлении. Оно работает достаточно корректно, проблему можно считать решенной. Динамический диапазон достаточно широк для того, чтобы получать снимки с хорошей детализацией и в освещенных зонах, и в тенях без подключения программной обработки или HDR.

В любительском сегменте намечается «гонка мегапикселей»: конкуренты представляют свои перенасыщенные точками матрицы, дающие большую детализацию на низких ISO. Но не думаю, что в этом сегменте имеет большое значение, 18 у тебя мегапикселей или 24; печатают фотографии крупного формата любители крайне редко, если печатают вообще. Если рассматривать эту камеру как страховочную, например, для фотографа-репортажника или свадебного фотографа — то тут, в свою очередь, зависит от выбранной им системы. Если основной камерой используется Canon с соответственным набором оптики — то у него попросту нет выбора; если Nikon, Pentax или Sony — то, соответственно, он и рассматривать будет младшие модели этих производителей.
Canon EOS 650D — далеко не самая малошумная камера. Рабочим можно считать диапазон до ISO 1600, но заметные монохромные шумы проявляются, начиная с ISO 800. В принципе, снимать можно и на ISO 3200, но придется мириться с выраженными хроматическими шумами. Расширение диапазона светочувствительности до ISO 12800 и даже 25600 мне не показалось оправданным.
Комплектной батареи Canon LP-E8 емкостью 1120 мАч хватает примерно на 380-400 снимков, если не усердствовать с режимом Live View. При наведении по экрану батарея, естественно, садится значительно быстрее. В любом случае, это достаточно немного для зеркальной камеры. Но можно увеличить продолжительность работы при помощи опциональной батарейной ручки.
EOS 650D — чрезвычайно логичное продолжение любительской линейки зеркальных камер Canon, без резкий движений в ту или иную сторону: общий посыл не изменяется уже несколько поколений этой серии, сейчас к нему добавился вполне рабочий (хотя и неидеальный) автофокус на видео, коррекция хроматических аберраций, сенсорное (опять же, требующее доработки) управление, более точная фокусировка и увеличенная скорость серийной съемки. В принципе, по большинству параметров младшая модель 650D стоит теперь совсем близко с 60D, при меньших габаритах уступая той, по сути, только в емкости батареи и удобстве аналогового управления. При некритичности этих моментов вполне можно обратить внимание именно на новинку — хотя и 70D, судя по всему, не за горами.

При этом прорыва в сравнении с 600D не случилось. При том, что последняя остается на конвейере, занимая более низкую ценовую категорию, имеет смысл в поисках зеркалки начального уровня обратить внимание именно на нее. Сравнивая с ближайшими конкурентами, мы видим примерно ту же картину: Nikon D3200 заметно дешевле при превосходстве в разрешающей способности матрицы (на таком уровне, правда, в большинстве случаев некритичном), но медленнее и лишен поворотного экрана и прелестей гибридного автофокуса; очень серьезным конкурентом смотрится близкая по цене Sony SLT-A57, лишенная оптического видоискателя и, естественно, сенсорного экрана, зато еще более дружелюбная к новичкам, напичканная функционально и обладающая огромной скоростью серийной съемки. Не забываем и про Pentax (кстати, обзор модели чуть более высокого класса K-30 скоро появится на нашем сайте). И беззеркалки поджимают. Выбор сложен как никогда, пожалуй.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также