Visa pour L’Image: другая реальность. Фотография, чтобы понять мир

15 октября 2012 Новости

Visa pour L’Image: другая реальность. Фотография, чтобы понять мир

С 1 по 16 сентября во французском Перпиньяне проходил – уже в 24-й раз – ежегодный крупнейший фестиваль репортажной фотографии в Европе – Visa Pour L’Image. Его главная задача – показать реальную реальность, а не массмедийную, ограниченную форматом и погоней за читателем, зрителем, актуальностью; представить сюжеты современности, скрытые от постороннего взгляда и обойденные редакциями изданий.

Поэтому посетители этого мероприятия смогли увидеть изображение незнакомого еще им мира наряду с уже известными сюжетами, узнать о событиях, произошедших во всем мире за прошедший год – в период с сентября 2011 по август 2012 года. Так, сегодня уже никто не говорит о Нигерии, хотя там продолжают убивать, не показывают последствия аварии на Фукусиме. Фестиваль дает возможность увидеть эти и другие проблемы.

© STEPHANIE SINCLAIR/VII POUR NATIONAL GEOGRAPHIC MAGAZINE
«Эти маленькие девочки, которых выдают замуж» – это самый красивый и самый страшный из репортажей, представленных в Перпеньяне. Маленькие девочки в свадебных платьях рядом с их супругами, которые порой в три раза старше их. В Эфиопии, в Индии, в Непале или в Йемене обычай ранних браков до сих пор сохранился. Девочки часто умирают в родах. Они лишены детства, учебы, гонимые, угнетенные своей новой семьей.

Жан-Франсу Лерой, основатель и главный директор фестиваля, не думает, что одна фотография может изменить мир, но уверен, что она может этому способствовать. Он полагает, что люди нуждаются в фотографии, чтобы понять мир, задуматься о происходящем. По его мнению, современный человек очень пассивен и даже малодушен по отношению к проблемам общества. Его беспокоит будущее современной фотожурналистики, поскольку пресса все более и более переходит к иллюстрированной фотографии, замещая ею подлинные фоторепортажи.

Один из посетителей Visa Pour L’Image делится своим мнением: «Телерепортажи не позволяют ухватить отдельные моменты. Фотографии же дают возможность пристально рассмотреть сюжет, понять лучше происходящее, подумать над увиденным».

© STEPHANIE SINCLAIR/VII POUR NATIONAL GEOGRAPHIC MAGAZINE
Фотограф провела длинное исследование, в котором она показывает, что проблему не так просто решить, несмотря на желание правительства запретить такие браки: родители «продают» своих дочек, чтобы получить приданное, без которого они не могут прокормить свою многочисленную семью.
Сарита, 15 лет, сверкающая от пота и слез, готовится к отъезду в свой новый дом. Сарита и ее сестра Майя, 8 лет, накануне вышли замуж за двух братьев.

Общество, наука: от культуры и образа жизни австралийских аборигенов до гражданской войны в Нигерии. Среди экспонентов: Louisa Gouliamaki, Angelos Tzortzinis и Aris Messinis из агентства France Presse, Stanley Green из Noor, Robin Hammond из Panos, Massoud Hossaini из France Presse, Stéphanie Sinclair из Agence VII и Amy Toensing, работающий для журнала National Geographic.

© ILVYNJIOKIKTJIEN
Ilvy Njiokiktjien получила приз Canon для женщин-фотожурналисток 2011.
Одна из тяжелых обязанностей, практикуемых в лагере. По вечерам полковник пропагандирует ненависть к «черному врагу».

Наиболее запоминающимися экспозициями стали работы Louisa Gouliamaki, Angelos Tzorzinis и Aris Messinis, иллюстрирующие финансовый кризис в Греции и его социальные последствия, репортажи Robin Hammond, предлагающие размышления о голоде в Африке и об ужасающих условиях существования в госпиталях, выставку Стефани Сэнклер «Эти маленькие девочки, которых выдают замуж»», повествующую о жизни детей, которых женят силой в Афганистане, Непале, в Йемене, в Индии и в Эфиопии. Эрика Ларсен, жившая на протяжении четырех лет среди норвежских и шведских саамов, в своем фотопроекте изучает условия жизни коренных полукочевых жителей: мороз, непроглядная тьма и безысходность, залитая алкоголем. Ilvy Njiokiktjien показывает группу Kommandokorps, которая толкает молодых белых южноафриканцев на расизм. И, конечно, главная выставка этого года – мемориальная ретроспектива Реми Ошлика, молодого французского репортера, убитого в феврале в Сирии.

© MASSOUDHOSSAINI/AFP
«Афганистан, взгляд изнутри».
Афганистан, Кабул, 21 марта 2010. Полицейские пытаются сдержать толпу, пришедшую праздновать Навруз, Новый год по солнечному календарю, в момент, когда она пытается войти в храм в Хазрат Али.

В этом году в рамках фестиваля прошли 27 бесплатных фотовыставок, а также вечера демонстрации документальных фильмов, освещающих ситуацию в Индии, Турции, Афганистане, Сирии, конфликт между Израилем и Палестиной, продовольственный кризис в Африке, движение ультраправых в Италии. Visa Pour L’Image традиционно провела открытые уроки для школьников и студентов, а также встречи с профессионалами, среди которых наибольший интерес вызывает такой формат встреч, как «Transmission pour l’image». Эта Трансмиссия – передача знаний, в данном контексте – представляет собой семинар, или, если угодно, мастер-класс, в ходе которого именитые фоторепортеры и фоторедакторы старой школы делятся секретами своего мастерства с молодыми людьми, рассказывают о своей профессии и мотивациях выбора сюжетов для репортажей. Организаторы не без основания считают, что данная практика очень важна сегодня, когда профессионализм фотожурналистов и редакторов подменяется «работой» блогеров и инстаграмщиков.

© MANIPOUR"LEMONDE"
«Сирия, в Хомсе»

Первый фотограф, сделавший репортаж в осажденном Холмсе, бок о бок с восставшими, с конца 2011 года Мани показывает особенно мерзкий аспект этой войны: преследование (гонение) постоянное врачей, признанных виновными в помощи раненным

Хомс. Раненный, эвакуируемый в грузовике, который, в свою очередь, является целью стреляющих. Раненый не выживет.

Награды фестиваля

Фестиваль, большая часть экспозиций которого вполне ожидаемо посвящена освещению арабской весны, присудил свою высшую награду Visa d'Or в категории «Новости» Eric Bouvet за его работу о ливийской Баб-аль-Азизии, реализованную во время взятия укрепленной казармы Муаммара Кадафи в августе 2011.

Сирия также занимает важное место у лауреатов. Visa d'Or в категории «Ежедневная пресса» была присуждена Tomas Munita/New York Times за репортаж о Сирии. В категории «Гуманность» высшей награды был удостоен Mani с фотопроектом о крайней уязвимости срочной медицинской помощи в Хомсе.

© Eric Bouvet pour Le Figaro Magazine
Баб-ал-Азизия, взятие укрепленной казармы Муамара Кадафи, 23 августа 2011, Ливия

Фестиваль наградил также работу Sebastián Liste за его работу об обитателях покинутой шоколадной фабрики в Бразилии – Prix de la Ville de Perpignan Rémi Ochlik.

В категории «Журнал» был отмечен Stephanie Sinclair за проект «Эти маленькие девочки, которых выдают замуж».
Награда Canon, по традиции предназначенная женщине-фотожурналисту, была вручена Sarah Caron за репортаж о женщинах-пуштунах Пакистана.

Премией Getty Images были удостоены Bharat Choudhary за «Тишину других», Sebastián Liste за «Бразильский дальний Запад», Paolo Marchetti за «Пробуждение европейского фашизма» и Kosuke Okahara за «Фукусиму, эпизоды». Награду Pierre & Alexandra Boulat получил Maciek Nabrdalik за проект об экономических мигрантах в Европе.

© ILVY NJIOKIKTJIEN
«Кровь южноафриканцев, поколение, рожденное свободным
Фотограф сконцентрировалась на лагере, в котором группа правых экстремистов обучает молодых белых, рожденных после апартеида.
Эксперты считают опасность этих лагерей реальной. Молодые южноафриканцы, которых здесь убеждают, что черный является врагом, потом не колеблются нападать на своих черных собратьев.

Приз France24-RFI du Webdocumentaire достался в этом году «Запрещается расклеивать объявления» вебдокументу о феномене уличного искусства в 8 городах мира, реализованному Jeanne Thibord, Sidonie Garnier и François Le Gall.

Наконец, призы ANI/PixPalace et la Bourse Ian Parry были соответственно вручены Мише Фридману («Умирающие от туберкулеза в экс-СССР») и Adrian Fussel («Мое имя – это победа»).

Новости партнеров