Урок фотографии 15: Про мой эксперимент

23 марта 2011 Интересно о фото

Как-то меня задел очень интересный, можно сказать вечный вопрос – проявление мужского и женского начала в искусстве вообще, и в искусстве фотографии в частности. Заинтересовало меня, отличаются ли работы фотографов-мужчин и фотографов - женщин, и если да – то чем. И вообще, как это все происходит. Решил я провести один оригинальный по своей сути эксперимент. Я отобрал работы известных профессиональных фотохудожников женского пола, таких как Ляля Кузнецова, Диана Арбус, Доротея Ланг, Аня Лейбовиц, Салли Манн и Рита Островская. И с другой стороны фотографии известных в нашем деле мужчин: Родченко, Брессон, Бишоф, Судек, Сальгадо, Франк, Маккалин. И прихватил к всеобщей компании Ляшапеля, Жюля, Шолцера и Гиля.
Все отобранные фотографии, были просмотрены около одной с половиной тысясью участвующих в опросе. Причем просматривающие были выбраны среди обычных людей, не занимающихся профессионально фотографией. Простые люди, которым нравятся смотреть на красивые фотографии в журналах, фотографировать своих знакомых за общим застольем и своих детей, и хранить потом все эти фотографии в фотоальбомах. Ну, конечно, это были не случайные люди, встреченные на улице. Подбирались кандидаты с дипломом и с художественным вкусом выше среднего. Так вот, требовалось от опрашиваемых определить кто сделал фотографию: мужчина или женщина. Из опрошенных 87% ответили правильно, т.е. сумели определить в какой фотографии больше мужского начала, а в какой женского. 6% - ошиблись, остальные вообще не смогли определиться с выбором и не выбрали ни одного варианта ответа.
После этого, я выбрал фотографии менее крутых фотографов и опять предложил поделиться мнением такому же количеству респондентов. На этот раз, опрашиваемые больше путались, и было меньше правильных ответов. Из этого я сделал вывод, что чем круче фотограф, тем больше в его творениях мужского, либо женского начала, и чем больше этого полового начала в снимке, тем круче сама фотография. В фотографиях, выполненных мужчинами, женщины чувствовали мужественность, потенцию, а мужчины твердость и силу духа. В женских фотографиях, оба пола чувствовали женственность и нежность, которую и словами то особо не передашь. Это я говорю про фотографии, выполненные известными фотографами. В тех, что были сделаны средними по профессионализму фотографами, все попуталось, и точного разделения мнений не было. Ну а когда я предложил респондентам снимки, сделанные простыми любителями, так те вообще растерялись и не знали что сказать. Так что я своим экспериментом подтвердил частично теорию Фрейда: чем более заметно половое начало, тем больше его в самом человеке. Другими словами, если женщина – настоящая леди, то во всех ее работах и творениях будет чувствоваться, что это женская рука. И та же ситуация с мужчинами. Отсюда можно сделать следующий вывод: не тормозите свое половое начало. Чем больше его в вас, тем больше его в ваших работах и тем лучше они. Поступайте как настоящий мужчина (настоящая женщина) и не стесняйтесь того, что полученные фотографии могут получиться слишком мужскими, или слишком женственными. Прислушивайтесь к тому, что заложено в вас природой и следуйте этому.
Ну а что касается Ляшапеля и ему подобных, то респонденты при просмотре его фотографий сомневались и не могли определиться с точным ответом. Ну и естественно, ведь он и на то, и на другое разбазаривается. Не может точно определиться он со своим началом. Своего рода двойственность в его произведениях. И это логично.

<p
PhotoByte

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также