Photokina 2012: пугающе внезапная инициатива Hasselblad и главные тренды фоторынка

3 октября 2012 Новости

Photokina 2012: пугающе внезапная инициатива Hasselblad и главные тренды фоторынка

Неожиданно для всех Hasselblad выходит на рынок системных камер, объединив усилия с Sony. Естественно, это будет самая дорогая беззеркалка на рынке. Инициатива крайне странная, а первая реакция критиков — явно негативная. Давайте разберемся, так ли все плохо, а заодно посмотрим, как фотоиндустрия оправилась от кризиса и куда движется.

Неделя миновала с закрытия выставки Photokina 2012 в Кельне. Экспозиция прошла на удивление бодро, однако кое-что требовало тщательного осмысления перед публикацией. Сейчас, конечно же, я имею в виду камеру Hasselblad Lunar и концепцию премиальной системной камеры в целом. Как вам 5000 евро за Sony NEX-7 в стимпанк корпусе с сотнями вариаций отделки ручки? Не дороговато ли? На кого вообще ориентирована эта камера? За такие деньги можно купить все что угодно, в том числе и цифродальмерку Leica с неплохим объективом. Пока вопросов больше, чем ответов. Но сегодня мы все проясним.

Накануне нынешней Photokina компания презентовала и новую среднеформатную камеру — H5D. Подробно о ней рассказать мы не будет — подобные устройства, в общем-то, не вписываются в нашу тематику, однако стоит отметить, что сравнение с аналогами (Leica, PhaseOne, Mamiya Leaf) она прекрасно выдерживает и выглядит крайне привлекательно для своей аудитории. Но Lunar — это совсем другая история.
Hasselblad Lunar

Компания BOSE обычно не раскрывает мощность своих акустических систем, ограничиваясь расплывчатыми определениями «достаточно для комнаты таких-то размеров». В этом есть рациональное зерно — техническим характеристикам зачастую уделяется слишком большое внимание. Кроме того, они часто искажают восприятие. Hasselblad, видимо, считает так же, давая не самый подробный перечень параметров Lunar. Это смущает, особенно на фоне того, что ТТХ H-системы всегда предоставляются в максимально подробном виде.

Глава Hasselblad Ларри Хансен (Larry Hansen) говорит, что всего 15 лет назад большая часть обладателей камер Hasselblad не являлась профессионалами, это были требовательные любители. Если говорить о пленочных камерах компании, то примерно такая же статистика сохраняется и сейчас. Ради интереса я даже зашел в комиссионный магазин в Кельне и понаблюдал за тем, какие люди спрашивали о выставленном 500CM. В основном это были молодые люди явно моложе 25 лет, по виду явно любители, если не сказать, дилетанты. Такую камеру в прекрасном состоянии сегодня можно купить за полторы-две тысячи евро. А более простые и старые модели — меньше, чем за тысячу. Другое дело — цифровые H4D, за которые просят от 10 тысяч евро. Любителям такое явно не по карману.

В планы Hasselblad также входит выпуск полнокадровой зеркальной камеры и серии компактов в ближайшие пару лет. То есть сотрудничество с Sony напоминает взаимодействие Leica и Panasonic, поданное с большим пафосом. Впрочем, есть и отличия. Hasselblad полностью берет на себя производство корпуса с использованием дорогих и качественных материалов. Основная часть сделана из алюминия и стоит порядка 300 евро. То же самое, произведенное в Азии из пластика, обошлось бы в 35 центов. Темпы производства при этом очень медленные — за день три экземпляра.

Рукоятка — отдельная тема. Она может изготавливаться на заказ и быть карбоновой, деревянной, кожаной (с разными вариантами отделки), металлической и так далее. Разные цвета, разные фактуры, разное все — одинаковых Lunar в мире будет очень мало.

Но внутри Hasselblad Lunar — это Sony NEX-7. Ровно те же технические характеристики, ровно тот же интерфейс и ровно та же оптика. К слову, Sony лишь в этом году выпустила объективы с достаточной разрешающей способностью и резкостью для использования на NEX-7. До этого года их не было вовсе. Сама же Hasselblad никаких планов по выпуску оптики пока не озвучивала, да и вряд ли озвучит — заниматься этим будет в основном Sony, а также сторонние производители.

Можно даже утверждать, что сам факт сотрудничества с Sony был большой ошибкой. Однако выбора, по большому счету, у Hasselblad и не было. Panasonic связывают обязательства с Leica. Nikon и Canon вряд ли пошли бы на такое. А Pentax и Olympus находятся не в том финансовом положении и не располагают такими производственными мощностями.

Зачитывать технические параметры Sony NEX-7, наверное, не стоит, так что просто обозначим ключевые моменты.

Во-первых, это 24-мегапиксельный APS-C сенсор. Причем сенсор очень неплохой. Он лучший среди беззеркалок по разрешению и один из лучших по шумам на высоких ISO. Но полностью его потенциал можно раскрыть, используя оптику от зеркальных камер Sony через переходник, либо объективы Leica M с ручным фокусом.

Во-вторых, это скорострельность на уровне 10 fps. Превосходный показатель. Лучше может быть только Nikon 1, но — опять же — это устройство совсем из другой оперы. Но если в NEX-7 такая цифра могла рассматриваться как преимущество, то камере за 5000 евро с кожаной рукояткой и алюминиевым корпусом это совершенно ни к чем.

В-третьих, ISO будет регулироваться в пределах от 100 до 16 000 единиц. Это здорово без всяких оговорок. Лучше, чем у многих ближайших конкурентов. Прямых конкурентов при такой стоимости у Hasselblad Lunar нет.

В общем, профессиональная аудитория восприняла такой шаг как насмешку. А любители просто не поняли. Главе компании даже пришлось оправдываться в интервью British Journal Of Photography, однако его слова, похоже, никого не убедили. Продажи камеры начнутся в начале 2013 года, то есть ровно тогда, когда все системные камеры сделают очередной шаг вперед: заметно подешевеют, расширят парк оптики и прибавят в мегапикселях. Конечно, свои почитателей Lunar найдет, но их компания будет крайне немногочисленной. Так что первый кандидат в номинации «Epic Fail 2013» у нас уже есть.

Sony тоже ведет себя немного странно на рынке цифровой фотографии, однако ее новинки выглядят вполне интересно и гораздо больше приближены к реальности, чем Hasselblad Lunar. С SLT-A99, NEX-6 и RX1 мы недавно «пообщались» и буквально на днях выпустим большой подробный материал о них.
Чем мы будем жить в ожидании Photokina 2014?

По числу анонсов нынешняя выставка сильно обошла предыдущую, которая прошла в 2010 году. Да и посетителей в этом году было побольше. Правда, официальная статистика, опубликованная по завершении мероприятия, говорит, что разница стала не такой уж большой. В этом году было около 185 000 визитеров, а два года назад — примерно 181 500.

Некоторые производители, стремящиеся завоевать симпатии профессиональной фото-аудитории, экспозицию проигнорировали. Это, например, Samsung, которая не представила ничего нового. Наибольшее внимание уделялось представленной еще на IFA в Берлине Galaxy Camera, но реальных новинок не было.

Nikon и Canon задали моду на доступные и компактные полнокадровые зеркалки. Безусловно, главные герои выставки — это камеры EOS 6D и D600. Немного расстраивает тот факт, что Canon постепенно сдает позиции. Выпуск бюджетного фулл-фрейма слишком затягивается, а известное противостояние теряет интригу. По крайней мере, на первых порах. То же самое относится и к беззеркалке EOS M. Впрочем, есть слухи, что до конца года будет представлена модель EOS 3D, аналога которой в модельном ряду главного конкурента, скорее всего, не будет. Официального подтверждения, впрочем, пока не прозвучало.

Sony любопытно выступила с моделью RX1, полнокадровой компактной камерой с фиксированным объективом. Заявленная стоимость совершенно запредельна, однако подход компании фактически лишает нас возможности какой-либо критики. То есть японцам правда безразлично, сколько экземпляров будет продано, а о предпосылках говорят «мы сделали это, потому что могли». Очень интересный подход, вызывающий искреннее восхищение. Но, опять же, подробно говорить об этом мы будет в отдельном материале.

Собственно, это и станет главным трендом фото-рынка на ближайшие два года — дорогие компакты с крупными сенсорами. Это очень явный вызов конкурентам. Спустя год, а может, и того меньше, мы увидим еще несколько подобных камер с более низкой ценой на старте. В игру вполне могут включиться Panasonic, Leica, Fujifilm и Olympus. Nikon и Canon явно будут тянуть до последнего. Последняя, кстати, не так давно продала контрольный пакет акций компании Sony. Посмотрим, к чему это приведет в итоге.

Компактные камеры продолжают терять популярность. Внедрение мобильных операционных систем — ни что иное, как обкатывание технологий, перед появлением их внедрением в зеркалки и беззеркалки. Google, в свою очередь, придется заботиться об оптимизации под еще один тип устройств. В нынешнем виде Android не лучшим образом подходит для камер, но это лишь вопрос времени.

Еще один тренд, который только-только наметился — это появление дополнительных приложений для фотоаппаратов. В случае с Android все понятно, к вашим услугам целый Play Market. Но на самом деле пионером выступает Sony, которая реализовала дополнительный функционал к новым NEX’ам через загружаемые программы (как платные, так и бесплатные). Но пока это выглядит совсем безрадостно. Функции, которые по-хорошему должны быть в камерах по умолчанию, нам будут предлагать за дополнительные деньги. И хорошо бы, если бы разработчики могли на этом заработать — была бы конкуренция, был бы шире выбор. Но пока ничего такого не предвидится. Sony будет заниматься приложениями самостоятельно, а все заявленные программки для NEX выйдут до конца текущего года.

И, пожалуй, стоит отметить еще одно интересное явление — облачные хранилища для фотографий. Canon официально представила свой сервис для каталогизации и хранении снимков в облаке, однако профессиональные фотографы восприняли эту затею с большим скептицизмом. Более внятные выводы об этом можно будет сделать не раньше, чем через полгода. На мой взгляд, производителям фототехники здесь ничего не светит — разве что при объединении с существующими облачными удобствами от Microsoft, Apple или Dropbox.

Сезон анонсов в этом году можно считать закрытым. Ничего крупного до конца 2012-го уже не будет, хотя нас ожидает еще две заметные фотовыставки. Первая — это PDN PhotoPlus 2012, она пройдет в Нью-Йорке в конце октября. А вторая — парижский Salon de la Photo 2012, который состоится во французской столице в ноябре.

Новости партнеров