Olympus XZ-2 iHS — попытка номер два

5 декабря 2012 Обзоры

Olympus XZ-2 iHS — попытка номер два

Герой обзора пришел на смену модели XZ-1: новые органы управления, новый наклонный сенсорный дисплей, новый процессор, новый сенсор. Новшеств немало, но стоят ли они той суммы, на которую XZ-2 подорожал по сравнению с предком?

Olympus XZ-1 — хорошая, но уже достаточно старая камера. Ее совершенно точно пора было обновлять, и Olympus сделала это почти так же, как c E-PL3: новый экран, немного косметики, доработка прошивки — и камера готова. Но XZ-1 куда старше E-PL3, поэтому и изменений на ее долю пришлось куда больше. Прежним остался разве что объектив: перекрываемый диапазон фокусных расстояний составляет 28–112 мм, а светосила — ƒ/1,8–ƒ/2,5.

Комплект поставки

На тестирование был предоставлен полноценный коммерческий образец, но его комплект поставки включал лишь крышку объектива, аккумулятор и зарядное устройство. В рознице же к камерам прилагается следующее:

аккумулятор LI-90B;
плечевой ремень;
USB-кабель CB-USB6;
аудио/видеокабель CB-AVC3;
инструкция;
гарантийный талон;
крышка объектива;
диск с ПО Olympus Viewer 2;
сетевой адаптер F-2AC.

Внешний вид и удобство использования

Камера с установленной накладкой на лицевой панели выглядит более пухлой, нежели предшественница. Это заслуга не только накладки, но и наклонного дисплея, который также добавил несколько миллиметров. Как уже упоминалось, появились и новые органы управления: программируемая клавиша Fn1 с тыльной стороны и Fn2 — с лицевой, причём последняя дополнена рычажком, который управляет режимами работы кольца объектива.

Слегка видоизменена и правая часть верхней стороны — клавиша спуска и рычажок управления трансфокацией, а также диск выбора режимов съёмки немного утоплены, благодаря чему удалось слегка уменьшить общую высоту камеры, которая увеличилась бы из-за установки наклонного дисплея. Также стоит отметить немного иную форму резиновой накладки под большой палец с тыльной стороны, край которой теперь слегка приподнят, благодаря чему удерживать корпус камеры значительно проще, нежели у предшественницы. Материалы корпуса те же, что и в случае XZ-1. Прежним, то есть безупречным, осталось и качество сборки. При попытках скручивания корпус не поддаётся и не издаёт ни единого звука.

Спереди находятся лампа подсветки автофокуса, объектив с кольцом управления и программируемая клавиша Fn2 с рычажком, отвечающим за режим работы этого кольца. Всего есть три режима — трансфокация, ручная фокусировка и ручная фокусировка/трансфокация. В последнем режиме управление фокусировкой вручную возможно, но только если автофокус был предварительно переведён в данный режим. В режиме ручной фокусировки коррекция при помощи кольца возможна независимо от установленного режима работы. Но это ещё не все функции кольца. При повороте рычажка ход кольца становится не плавным, а пошаговым, причём каждая ступень чётко чувствуется, а само кольцо хорошо фиксируется. Стоит напомнить, что у предка кольцо работает лишь в таком режиме, без возможности плавного перемещения, поэтому функция ручной фокусировки при помощи кольца объектива была недоступной, как и управление трансфокацией.

На программируемую клавишу Fn2 нельзя назначить любую функцию. По сути, она поочередно вызывает меню нескольких параметров: режима стабилизации, режима цвета, сюжетных программ, арт-фильтров, баланса белого, режима протяжки, пропорции, качества изображения, режима работы вспышки, коррекции вспышки, выбора режима экспозамера и автофокуса, установки чувствительности, активирования приоритета лиц и настройки ND-фильтра. Примечательно, что в настройках можно выбрать не все функции, а лишь перечень необходимых параметров, которые будут циклически пролистываться при нажатии программируемой клавиши. Отчасти данная фишка камеры дублирует функции быстрого меню, но всё же существенно облегчает работу с камерой.

Сзади большую часть поверхности занимает дисплей, над которым находится клавиша замка подъёмной вспышки и порт подключения аксессуаров. Правее дисплея расположены следующие функциональные элементы: клавиша видеозаписи, кнопка перехода в режим просмотра, программируемая клавиша Fn1, круглая 4-позиционная многофункциональная клавиша навигации с кнопкой ввода по центру и кольцом управления по периметру, а у нижнего края находятся кнопки входа в основное меню и смены режима отображения дисплея.

Сверху разместились подъёмная вспышка, «горячий башмак» с парой микрофонов у переднего края, клавиша питания, кнопка спуска затвора, дополненная рычажком управления трансфокацией, а также круглый селектор режимов съёмки.

Снизу находятся разъём установки на штатив, системный динамик, который чётко попадает на штативную головку, а также пластиковая дверца, скрывающая отсеки установки аккумулятора и карты памяти. Справа под пластиковой дверцей скрыты разъёмы подключения USB/AV- и HDMI-кабелей, а левая боковая поверхность пустует.

Дисплей, видоискатель и интерфейс

Предшественница приятно удивила наличием OLED-дисплея. XZ-1 стала первой камерой Olympus с матрицей данного типа, тогда как Samsung начала продвигать AMOLED-дисплей в камерах гораздо раньше. Но каково же было разочарование, когда в пресс-релизе, посвященном новинке, было обнаружено упоминание обычного ЖК-дисплея. Да, он сенсорный, да, он наклонный, да, у него значительно большее разрешение, но тех углов обзора, той контрастности и качества цветопередачи у него нет. Конечно, для ЖК-матрицы и углы приличные, и цвета неплохие, да и прямые солнечные лучи не заставляют матрицу слепнуть, но всё же это немножечко не то.

Интерфейс камеры претерпел небольшие изменения, ведь у XZ-2 есть возможность организации гибридного управления. Однако у всех камер Olympus с сенсорным экраном возможности сенсорного дисплея используются откровенно слабо, и тестируемая камера тут не исключение. Например, при помощи экрана нельзя управлять быстрым меню и тем более основным. Фактически предусмотрен лишь сенсорный спуск/выбор зоны фокусировки, управление функциями обработки в режиме iAuto (насыщенность, оттенок, яркость, размытость фона, динамичность сюжета или размытость движения плюс просмотр советов по съёмке), а также пролистывание снимков и масштабирование в режиме просмотра. В общем, в плане удобства гибридное управление камер Olympus пока ещё существенно уступает оному в камерах Panasonic, где сенсорные экраны начали внедрять гораздо раньше и к этому времени уже успели набить множество шишек, тем самым доведя гибридное управление почти до совершенства. Ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.

Особенности камеры

Как и предок, Olympus XZ-2 iHS не может похвастаться большим набором разнообразных дополнительных функций. Конечно, есть и режим определения лиц, и оптический стабилизатор, масса режимов художественной обработки Art, но нет ни функции автоматического спуска при обнаружении улыбки, ни возможности создания автоматических панорам. То есть вообще панорамы снимать можно, но склеивать их приходится при помощи комплектного ПО, что не слишком удобно. Однако не использовать возможности КМОП-матрицы было бы попросту непростительно для производителя, поэтому реализованы основные режимы, которые можно использовать не только как игрушку, но и как рабочий инструмент, — это режим HDR, скоростная серийная съёмка, а также запись видео с разрешением 1920х1080 точек. Записи видео мы ещё коснёмся в соответствующем пункте, а вот остальные особенности рассмотрим чуть подробнее. В режиме HDR автоматика склеивает несколько снимков, отснятых с разной экспозицией, что позволяет расширить динамический диапазон. В отличие от компактов других производителей, в камерах Olympus съёмка нескольких кадров для пользователя совершенно незаметна, ведь срабатывает электронный затвор, а озвучки динамиком нет. Склейка кадров занимает чуть менее 3 секунд, а результат оказывается весьма достойным.

Но всё же основная особенность — это светосильный объектив: ƒ/1,8 в ШУ-положении и ƒ/2,5 в положении телефото, а это дорогого стоит, причём как в прямом, так и переносном смысле. Кроме того, размер сенсора составляет 1/1,7 дюйма, что существенно больше привычного для ультракомпактов размера в 1/2,3 дюйма. Конечно, в этом году производители нас удивили множеством камер с сенсорами размером 1/1,5 дюйма, но данные камеры дороже испытуемого, а полнокадровый монстр Sony Cyber-shot RX1 — так и вовсе в разы.

Что касается серийной съёмки, то скорострельность у XZ-2 внушительная — 15 кадров в секунду, причём съёмка возможна на протяжении двух секунд, а длительность серии, соответственно, составляет 30 кадров, что весьма неплохо. Вот только максимальное разрешение при этом ограничено значением 1920х1440 точек, кроме того, съёмка возможна только в формате JPEG. При съёмке со скоростью пять кадров в секунду максимальное разрешение составляет все 12 Мп, но длительность серии ограничена пятью кадрами для JPEG, четырьмя — для RAW и всего тремя при съёмке в RAW+JPEG. В общем, если камеру планируется использовать для репортажа, то лучше пожертвовать максимальным разрешением.

Съёмка и впечатления от работы

Подготовку к работе XZ-1 нельзя назвать долгой, но в двухсекундный норматив камера не вписалась: первый снимок можно сделать только через 2,35 секунды. Новинка стала быстрее, но самую малость — 2,15 секунды. Результат скромный, но всё же соизмеримый с показателями большинства ультракомпактов. Четырехкратный трансфокатор перемещается от края к краю довольно медленно — ровно за две секунды, тогда как предку, оснащённому таким же объективом, требовалось 1,7 секунды. Видимо, при разработке было решено, что двух секунд будет достаточно, чтобы не проскочить необходимое фокусное расстояние, ведь промежуточных положений у объектива немало — целых 28. Вместе с крайними это вдвое больше, чем у предшественника.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Замер был произведён в ШУ-положении объектива с расстояния до объекта съёмки в 50 см и со 100 см при телеположении объектива. Результат — 0,24 и 0,55 секунды соответственно. И если на широком угле новинка обходит предка на десятую долю секунды, то в телеположении выигрыш столь мизерен, что его можно списать на погрешность измерений. В общем, применение нового, более мощного процессора на скорости фокусировки отразилось крайне слабо.

Ручной выбор зоны автофокуса возможен двумя способами. Первый и самый быстрый — это ткнуть пальцем в любую точку сенсорного дисплея. Стоит отметить, что «сенсорный спуск» можно отключить полностью либо активировать функцию только лишь выбора зоны и предварительной фокусировки, но без спуска затвора. Также зону фокусировки можно выбрать при помощи круглой многофункциональной клавиши навигации. Разумеется, предусмотрен и автоматический выбор зоны, а также приоритет на лицах и режим ведения объекта.

Режим ведения удобный — достаточно лишь нажать на необходимый объект на экране, тогда как в XZ-1 приходилось удерживать клавишу спуска наполовину нажатой. Однако совсем без промахов не обошлось: при фиксировании объекта в режиме ведения при помощи спусковой клавиши её всё же приходится удерживать. В общем, значительно удобнее использовать первый способ. Сама же функция ведения работает весьма неплохо, даже если фон не особо контрастный, а объект быстро двигается.

В обычном режиме работы автофокуса камера способна фокусироваться уже с 5 см. Результат неплохой, но не рекордный, ведь, например, многим ультразумам Sony хватает 2 см. В режиме супермакро камера способна наводится на объект съёмки уже с 1 см, но трансфокатор при этом блокируется, а использование вспышки невозможно. Отдельного внимания заслуживает режим ручной фокусировки. И дело тут не в увеличении выбранной зоны или шкале дистанций. Как уже отмечалось выше, диск объектива новинки способен перемещаться плавно, что позволяет осуществлять быструю и точную настройку фокуса. Конечно, настройка возможна и по старинке, как в XZ-1, при помощи кольца вокруг круглой многофункциональной клавиши, но данный способ менее удобен. К сожалению, режима подсветки зон/граней резкости у тестируемой камеры нет, хотя он был бы далеко не лишним.

Естественно, в продвинутом компакте есть все режимы установки экспопары, а благодаря двум кольцам навигации настройка в полностью ручном режиме весьма удобна. Расстраивает лишь малый диапазон выдержек, точнее минимальная длительность, которая составляет лишь 1/2000 секунды. Но тут может помочь ND-фильтр, который можно активировать в быстром меню. Отдельно стоит отметить работу кольца многофункциональной клавиши, у которого крайне мягкий ход, из-за чего чрезвычайно легко случайно нарушить экспозицию, введя коррекцию. Но это не беда — в настройках работу кольца в качестве органа управления параметрами экспопары можно блокировать, активируя его перед любым изменением параметров клавишей «вверх».

Как и во многих продвинутых камерах Olympus, кроме стандартных режимов экспозамера (точечный, центрально-взвешенный и матричный/EPS), также предусмотрены режимы зоны тени и зоны света, которые бывают весьма полезными при съёмке кадров, где имеется большая разность яркостей зон кадра. В камере предусмотрена возможность введения экспосдвига в стандартном диапазоне -3…+3 EV с шагом в треть ступени, тогда как у предка диапазон был уже — от -2 до +2 EV. Также возможна съёмка с автоматическим брекетингом: 3 и 2 кадра со смещением в 0,3, 0,7 и 1,0 ступени, правда, в случае съёмки двух кадров предварительно необходимо выбрать направление. Досадно, но весь инструментарий приходится часто использовать, особенно при съёмке вне помещения в пасмурную погоду. В подобных условиях снимки нередко выходят ощутимо недоэкспонированными, что станно, ведь большинство компактных камер в аналогичных условиях наоборот излишне активно вытягивают тёмные участки кадра. В лабораторных условиях ошибка также оказалась довольно большой: при освещении лампами накаливания она достигала -0,51 EV, а при использовании для освещения ламп дневного света — до -0,44 EV.

В настройках баланса белого доступно множество пресетов: солнечно, тень, облачно, лампа накаливания, один пресет для флуоресцентных ламп, а также вспышка и подводная съёмка. Также предусмотрен режим ручной установки цветовой температуры от 2000 до 14000 К. Кроме того, доступна ручная установка (два контейнера) и тонкая настройка отдельных установок по шкале A-B/G-M (+/-7 позиций). К сожалению, чтобы провести тонкую настройку, приходится довольно долго бродить по меню. Предусмотрена и съёмка с брекетингом баланса белого (три кадра с шагом 2, 4 или 6 ступеней).

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Тестирование

Шумы

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате RAW с последующим преобразованием в программе OLYMPUS Viewer 2 в формат TIFF без сжатия, баланс белого был выставлен атвоматически. Съёмка тестовой мишени также была проведена в формате JPEG при отключенном и активированном режиме шумоподавления (отдельно для всех уровней активности шумоподавления). Режим подавления шумов на длинных выдержках не использовался. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5, с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты со всеми доступными значениями чувствительности с шагом 1 EV от 100 до 12 800 единиц.

Вспышка

В настройках вспышки предусмотрены автоматический режим, заполняющий, подавление эффекта «красных глаз», медленная синхронизация, медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз». Медленная синхронизация возможна как по первой, так и по второй шторке, но в быстром меню предусмотрен лишь один режим — Slow, а для выбора режима медленной синхронизации необходимо заходить в основное меню камеры. Кроме того, в быстром меню предусмотрен делитель мощности 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32, 1/64, а 1/128 доступен только для внешних вспышек. В камере предусмотрено введение компенсации вспышки в диапазоне от -3 до +3 ступеней шагом в треть ступени. Тестовые снимки были отсняты с шагом в одну ступень.

Работа в режиме видеосъёмки

Все камеры со светосильным объективом и небольшой кратностью трансфокации постепенно перешли с ПЗС- на КМОП-сенcор, который, кроме прочего, позволяет без проблем реализовать запись Full HD-видео, в том числе и в режиме 60p. К сожалению, из всего квартета серьезных компактно, а именно Olympus XZ-2 iHS, Canon PowerShot G15, Nikon Coolpix P7700 и Panasonic Lumix DMC-LX7, на это способен лишь последний, а герой материала ограничен режимом 30p как при съёмке Full HD, так и HD-видео. Во время записи возможна работа и трансфокатора, и автофокуса, причём оба работают довольно быстро, хотя подстройка автофокуса всё же хорошо заметна при последующем просмотре на большом экране. Ручная установка экспопары не предусмотрена, как и режимы приоритета выдержки или диафрагмы, можно лишь ввести коррекцию экспозиции — и то только до начала процесса записи. Также возможен выбор настройки баланса белого и наложение эффектов ART, но активирование последних превращает видеоряд в некое подобие слайд-шоу, поэтому в режиме видеозаписи данный режим не особо интересен.

Пример записи 1920х1080 точек

Автономная работа

В камере используется литий-ионный аккумулятор Li-90B ёмкостью 4,6 Вт*ч, что на 1,1 Вт*ч больше, чем у XZ-1. Однако и дисплей в новинке сенсорный, да еще и основанный на ЖК-матрице, так что энергии он потребляет больше. На практике камера всё же смогла продержаться чуть дольше предка — 414 кадров без вспышки. Конечно, тестирование проводилось не по методике CIPA, но определённое представление о живучести оно даёт. Индикатор батарейки трёхсегментный, чего совершенно недостаточно для более или менее точного определения уровня остаточного заряда, но полагаться на его показания можно. Зарядка аккумулятора осуществляется в корпусе камеры при помощи зарядного устройства с разъёмом USB, причем на достижение заветной отметки 100% уйдет порядка 5 часов. При использовании USB-шины ПК полная зарядка аккумулятора может растянуться на все 10 часов.

Заключение

Olympus XZ-2 iHS от предка отличается резиновой накладкой на лицевой панели, новыми органами управления, которые облегчают работу с камерой, наклонным сенсорным дисплеем с большим разрешением и значительно большей стоимостью. В общем, при апгрейде XZ-1 до XZ-2 производитель чуть ли не в точности повторил манипуляции над PL3 на пути его превращения в PL5. Но XZ-1 был представлен так давно, что лишь этими нововведениями Olympus не ограничилась. Также был установлен более ёмкий аккумулятор и более мощный процессор, матрица стала лишь немного меньше, но тип был изменён с ПЗС на КМОП. В общем, весьма удачная камера, внешне практически не изменившись, стала совершенно новым продуктом.

Однако не всё так хорошо. Например, есть проблемы с точностью экспозамера, причём как при искусственном, так и при естественном освещении, а использование нового процессора лишь едва заметно сказалось на скорости фокусировки. Конечно, появилась поддержка Full HD и HDR, но этим в современном дорогом ультракомпакте уже никого не удивишь. Если бы при всех изменениях камера подорожала лишь немного, то она была бы вполне интересным решением. Но если принять в расчет цену порядка 20 000 рублей, то тестируемому фотоаппарату будет крайне тяжело противостоять более доступным конкурентам — Canon PowerShot G15 и Panasonic Lumix DMC-LX7. С такой стоимостью XZ-2 впору тягаться с «беззеркалками», а на это он не способен.

Метки записи:  , ,