Обзор Fujifilm X-E1

21 февраля 2013 Обзоры

Обзор Fujifilm X-E1

Чуть больше года прошло с дебюта Fujifilm на рынке беззеркалок. Компания быстро пересмотрела маркетинговую политику, провела работу над ошибками и представила вторую системную камеру — X-E1. Это не замена X-Pro1, а новая модель, более скромная и доступная, хотя технические параметры,позволяют ей на равных тягаться с зеркалками средней руки...

Fujifilm переживает подъем благодаря нескольким удачным камерам серии Х. В эту серию, напомним, входят как беззеркалки, так и компактные камеры с несменной оптикой, вроде X100S и X20, представленных на CES 2013. Ну а что касается Fujifilm X-E1, то ее выход многие сочли официальной погребальной церемонией для X-Pro1. Это не совсем верно, но все же вышла странная ситуация: более дешевая модель затмила собой более дорогую. Впрочем, флагманская беззеркалка и без того пошла на ура, а в скором времени ее сменит новая модель. Fujifilm X-E1 призвана расширить круг поклонников Fujifilm и стать по-настоящему массовой камерой для продвинутых любителей.

Формально X-Pro1 остается флагманом, однако более дешевая X-E1 в некоторых моментах выглядит даже лучше. Например, у нее есть встроенная вспышка. Кроме того, камера доступна в серебристом исполнении, не только в черном. В общем, давайте взглянем на технические характеристики.

Технические характеристики Fujifilm X-E1, комплектация

 

  Fujifilm X-E1 Sony NEX-6 Olympus OM-D E-M5
Класс системная камера (беззеркалка) системная камера (беззеркалка) системная камера (беззеркалка)
Матрица APS-C CMOS, 16.3 Мп APS-C CMOS, 16.1 Мп MFT CMOS, 16.1 Мп
Байонет Fujifilm XF Sony E Micro Four Thirds
Формат снимков JPEG, RAW (максимальное разрешение 4896 x 3264) JPEG, RAW (максимальное разрешение 4912 x 3264) JPEG, RAW (максимальное разрешение 4608x3456)
Формат видео H.264 (1920х1080, 24fps) MPEG-4, AVCHD (1920х1080, 60 fps) H.264,Motion JPEG (1920x1080, 60 fps)
Диапазон светочувствительности ISO 200–6400 (расширяется до 100 — 25600) ISO 100–25600 ISO 200–12800

(расширяется до 25600)

Диапазон выдержек 1/4000–30 с 1/4000–30 с 1/4000–60 с
Экран LCD, диагональ — 2.8", разрешение — 460 000 точек LCD, диагональ — 3", разрешение — 921 000 точек OLED, диагональ — 3”, разрешение — 610 000 точек
Вспышка встроенная встроенная внешняя, поставляется в комплекте
Видоискатель электронный, 2.36 млн. точек электронный, 2.3 млн. точек электронный, 1.44 млн. точек
Дистанционное управление Механическое и электронное, кабельное С помощью Wi-Fi нет
Память карты SD/SDHC/SDXC карты SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo/ Pro-HG Duo карты SD/SDHC/SDXC
Интерфейсы USB, AV, HDMI USB, AV, HDMI, Wi-Fi USB, AV, HDMI
Аккумулятор EN-EL20, Li-Ion, 1200 мАч NP-FW50, Li-Ion, 1100 мАч BLN-1, Li-Ion, 1220 мАч
Габариты и вес 129 x 75 x 38 мм, 350 г 120 x 67 x 43, 360 г 122 x 89 x 43 мм, 335 г
Цена в России 49 990 рублей 35 000 рублей 45 990 рублей

В комплекте с камерой поставляется литий-ионный аккумулятор, зарядное устройство, ремешок для ношения аппарата на шее, комплект кабелей, защитные крышечки, диск с сопровождаемым софтом и пользовательское руководство. Сама камера выпускается в двух расцветках корпуса — черной и классической серебристо-черной. К нам на тестирование как раз попала последняя — более симпатичная, на наш взгляд.

При желании можно докупить и дополнительные аксессуары: внешний стереомикрофон, кожаный чехол, увеличенную рукоятку для лучшего хвата, а также кабель для дистанционного управления. Кроме того, доступен и адаптер для установки оптики Leica M.

Дизайн, эргономика

С первого взгляда сложно сказать, какая именно камера была взята за основу при создании дизайна Fujifilm X-E1. Здесь всего понемногу: и от X100, и от X-Pro1, и даже от X10. Впрочем, это не так уж важно. Главное, что габариты и вес были уменьшены почти на треть в сравнении с X-Pro1, а общий стиль всей линейки сохранен. Размеры корпуса составляют всего 129x75x38 мм при весе 350 грамм. Не самое компактное устройство, прямо скажем, но после X-Pro1 виден некоторый прогресс. Впрочем, Sony и Canon тоже наглядно показывают, что беззеркалка с APS-C сенсором может быть гораздо компактнее.

На передней панели расположена небольшая рукоятка для удобного хвата, лампа подсветки автофокуса, переключатель режимов фокусировки и, конечно же, байонет с кнопкой фиксации. Окошко видоискателя, которое можно было заметить на корпусе X-Pro1, в данной камере отсутствует. Вместо гибридного электронно-оптического видоискателя в Fujifilm X-E1 стоит электронный, так что никакое внешнее окошко в данном случае не нужно. О самом видоискателе мы поговорим ниже.

Продолжая речь об упраздненных элементах, стоит сказать и о рычажке, переключающем режим работы видоискателя. Его больше нет. Прорези микрофона переместились на верхнюю панель, что вполне логично.

Сам корпус выполнен из магниевого сплава. На тыльной панели есть пластиковая вставка, а лицевая сторона и боковые торцы отделаны прорезиненным покрытием. Металлическими остались и все элементы управления на верхней панели: селектор выдержки, экспокорреции, рычажок питания, кнопка спуска затвора и так далее.

Верхняя панель практически в неизменном виде досталась от X-Pro1. Появилась лишь встроенная вспышка, а порт «горячий башмак» был немного сдвинут относительно оси объектива. Вспышка прячется в корпус и «выпрыгивает» по нажатию специальной клавиши над экраном. В правой части панели располагаются два колесика, отвечающих за ввод экспокоррекции и установку выдержки, кнопка спуска затвора с рычажком включения питания, а также клавиша Fn. По умолчанию она отвечает за выбор уровня чувствительности, но при желании ей можно задать любую другую функцию. Правда, тогда значение ISO придется настраивать из основного или быстрого меню.

С помощью дискового селектора можно установить выдержку не более 1/4 с. Для получения больших значений нужно установить диск в режим Т и задать выдержку с помощью клавиш «влево/вправо». Некоторое неудобство вполне оправдано, ведь места на барабане не так уж много, а выдержки длиной больше 1/4 секунды используются не так часто. Ну и потом, не стоит забывать об одной важной детали — механические камеры, под которые стилизована Fujifilm X-E1, имели куда меньший диапазон выдержек, поэтому все значения прекрасно умещались на барабане. Цифровые камеры отрабатывают куда больший диапазон выдержек, а также позволяют изменять экспозицию с шагом в 1/2 или 1/3 EV, так что разместить все возможные значения скорости затвора на дисковом селекторе в принципе невозможно.

Кнопка просмотра находится слева от дисплея на задней панели, по соседству с клавишами Drive, AE и AF. Видоискатель теперь имеет колесико диоптрийной коррекции, а встроенная вспышка возводится отдельной клавишей. Справа от видоискателя по-прежнему располагается датчик приближения и кнопка переключения между видоискателем и дисплеем. По сути, у нас есть три варианта: переключение между экраном и видоискателем автоматически с помощью датчика, визирование по электронному видоискателю или визирование по дисплею. Последний вариант видится нам наиболее удобным. Видоискатель может пригодиться лишь для скрытного просмотра отснятого материала, а также при работе на ярком солнце.

Основная часть органов управления разместилась справа от экрана. А именно — клавиша DISP BACK, кнопка входа в быстрое меню, кнопка AE/AF-Lock, а также четыре кнопки навигации вместе с центральной клавишей MENU/OK. Внимательный глаз заметит отсутствие какой-либо кнопки для старта видео — это особенность всех камер Fujifilm серии Х. Здесь же располагается и колесико настройки, а небольшой выступ с кнопками AE/AF-Lock и Q играет роль упора для большого пальца. Благодаря ему держать камеру в руке удобнее, чем X-Pro1. Впрочем, меньший вес тоже этому способствует.

Левая боковина содержит только крепление для ремня, а на правой находится отсек с разъемами для внешних подключений USB/AV и HDMI, а также гнездо диаметром 3.5 мм для подключения внешнего микрофона.

Отделение для батареи и карты памяти можно найти снизу. Здесь же присутствует и крепление для штатива. Расположено оно слишком близко к крышке батарейного отсека, а значит, быстро сменить карту памяти, не снимая камеру со штатива, не удастся. Стоит добавить, что зарядка по USB невозможна — только с помощью зарядного устройства. Но надо отдать должное Fujifilm — адаптер очень компактный, не в пример какому-нибудь Nikon 1 V1.
Дисплей, видоискатель, интерфейс

Дисплей и видоискатель — самые существенные различия между X-Pro1 и X-E1. Обладай младшая модель гибридным видоискателем и дисплеем более высокого разрешения, ее выпуск вряд ли вообще имел смысл — вернее, в таком случае она стала бы обновлением X-Pro1 и стоила бы бы дороже. Ну, понятно ведь, к чему мы клоним?

На самом деле, ухудшения в сравнении с X-Pro 1 не такие уж существенные. Да, диагональ дисплея стала на 0.2 дюйма меньше, а разрешение упало до 460 000 точек. Картинка менее четкая — это очевидно, а вот разница в диагонали вообще никак не ощущается. Экран достаточно информативен и имеет широкие углы обзора и хорошую цветопередачу. Сенсора здесь нет, поэтому выбирать точку фокусировки придется с помощью навигационных клавиш.

Видоискатель — второй пункт даунгрейда. Он стал полностью электронным, выполненным по OLED-технологии. Его разрешение составляет 2 360 000 точек. Напомним: на сегодняшний день это самый высокий показатель разрешения встраиваемых видоискателей. Конкурировать по этому параметру с камерой могут лишь флагманы Sony серий NEX и SLT.

Режими отображения информации и на дисплее в общем схожи. При желании можно убрать всё лишее, оставив только картинку. Но в то же время можно вывести уровень горизонта, а также служебную информацию (выдержка, диафрагма, чувствительность, поправка экспозиции, уровень заряда аккумулятора и так далее).

Программируемая клавиша всего одна — Fn, расположенная на верхней панели корпуса. А элементы на задней панели лишены дополнительных функций (не в пример беззеркалкам Sony, Nikon, Panasonic или Olympus), так что удобное быстрое меню было вещью первой необходимости. Оно у Fujifilm X-E1 представлено матрицей иконок 4х4. Перемещаться по ним можно с помощью курсорных клавиш, а изменение параметров происходит скроллером на тыльной стороне корпуса.

В быстром меню можно задать чувствительность, включить расширение динамического диапазона, отрегулировать баланс белого, включить шумоподавление, установить соотношение сторон кадра (актуально только для JPEG), выбрать формат записи снимков, режим имитации пленки, тоновую коррекцию, отрегулировать насыщенность, резкость, а также настроить яркость дисплея, выбрать точку фокусировки, способ срабатывания вспышки и включить спуск затвора по таймеру.

В общем, с таким Q.MENU в основное меню можно и не заглядывать. Однако есть еще одна приятная возможность — задать до 7 наборов настроек для различных ситуаций. Все это в полной мере компенсирует отсуствие привычного селектора режимов P/A/S/M. Конечно, Fujifilmx X-E1 не единственная камера с быстрым меню, однако его реализация весьма неплохая.
Функциональные возможности

С технической точки зрения камера оснащена почти по последнему слову техники. Почему же «почти»? Дело в том, что с недавним анонсом Fujifilm X100S и Х20 компания представила второе поколение сенсора X-Trans CMOS с возможностью гибридной фокусировки. В X-E1 установлена 16-мегапиксельная матрица первого поколения, такая же, как и в X-Pro1. Особенностью сенсора является особая структура цветового шаблона, заимствованная у классической пленки, в которой частицы серебра расположены хаотично. В итоге снимки лишены муара, а сам сенсор — low pass фильтра. Отсюда — более высокая детализация, меньший уровень шума и более широкий динамический диапазон.

Чувствительность по умолчанию настраивается в пределах ISO 200–6400, но диапазон может быть расширен до значений ISO 100–25600. Шум в самом деле очень умеренный, на значениях вплоть до 3200 его вообще нет. На тестовые снимки можно посмотреть в соответствующем разделе.

С системой автофокусировки есть один довольно деликатный момент. Случилось так, что по скорости и точности X-E1 оказалась быстрее старшей модели. Однако Fujifilm поработала над ошибками и выкатила прошивку для X-Pro1, которая улучшает автофокус, делает его быстрее и точнее. Система фокусировки в обеих камерах контрастная и осуществляется по 49 точкам. Стало ли кардинально лучше? Честно говоря, нет. При хорошем свете претензий к камере нет, но при освещении лампами накаливания небольшой мощности (и особенно при съемке с короткой дистанции) автофокус иногда промахивается.

Полезным приобретением стала встроенная вспышка. Конечно, ничего выдающегося она делать не умеет, но все же это лучше, чем ничего. Ведущее число составляет 7 метров при ISO 200.

Возведение вспышки осуществляется при помощи специальной кнопки над экраном. Стоит добавить, что кнопка механическая, то есть открыть блиц можно даже с выключенным питанием. Конструкция вспышки кажется слишком ненадежной, но на самом деле это не баг, а фича. Вспышку можно отогнуть пальцем и направить в потолок для получения более мягкого отраженного освещения. Такой же фокус, напомним, можно было проделать и с Lumix GX1.

Камера не имеет встроенного Wi-Fi, однако дистанционное управление спуском возможно с помощью специального кабеля, стыкующегося с USB-выходом камеры. Также доступно механическое управление спуском с помощью тросика — кнопка спуска имеет соответствующую резьбу. Как в старые добрые времена.

Да, Fujifilm X-E1 умеет снимать 120- и 180-градусные панорамы. Кроме того, в наличии по-прежнему имеются режимы имитации слайдовых пленок Provia, Astia, и Velvia, а также негативных (Neg.Std и Pro Neg.Hi) и черно-белых. И, наконец, X-E1 умеет склеивать HDR-изображения, а также вести съемку с мультиэкспозицией, брекетингом по экспозиции, ISO и эффектам. Последнее в самом деле довольно интересно, вот только при съемке в формате RAW все это теряет смысл.

И ещё несколько слов следует сказать о доступной оптике. Выход X-Pro1 сопровождался появлением трех фикс-объективов. Первый же универсальный зум Fujinon XF 18-55 мм f/2.8-4.0 появился лишь осенью, во время анонса X-E1. Он также является первым объективом коллекции со встроенной системой оптической стабилизации изображения. Вторым представленным объективом стал «блинчик» Fujinon XF 14 мм f/2.8, а к концу 2013 года компания планирует довести число доступных объективов до десяти. Все тестовые снимки, а также видео, мы снимали с помощью нового объектива 18-55 мм, он проявил себя неплохо.

Качество картинки ожидаемо высокое. На ISO 100 — 3200 шума практически нет. При повышении чувствительности до 6400 единиц шум становится заметен, однако цветопередача и динамический диапазон при этом почти не страдают. Даже на максимуме картинка выглядит не так плохо, как можно ожидать. Определенно, в этом отношении Fujifilm X-E1 — одна из лучших камер. Потягаться с ней может разве что Canon EOS M.

Видеорежим остались прежним — как и X-Pro1, X-E1 записывает FullHD видеоролики при 24 кадрах в секунду со сжатием H.264. Звук может быть записан с помощью внешнего стереомикрофона, а знаменитые пленочные эффекты доступны как для фотосъемки, так и для видео. Процесс съемки сложно назвать удобным, видеовозможности по-прежнему остаются слабой стороной безеркалок Fujifilm.

Качество картинки, впрочем, весьма неплохое. Однако снимать видео неудобно, да управление фоксировкой тоже оставляет желать лучшего. Так что X-E1 — камера для фотосъемки, видеолюбителям лучше сразу смотреть в сторону старших моделей Panasonic или Canon.

В режиме фотосъемки Fujifilm X-E1 показывает неплохую скорострельность — до 6 кадров в секунду в полном разрешении. Это больше, чем у Canon EOS M, однако меньше, чем у флагманов Sony NEX. Есть и более медленный режим — 3 кадра в секунду (включается из меню выбора протяжки — кнопка DRIVE). Длина серии может составлять 40 снимков в формате JPEG или 10 — в формате RAW. Стоит отметить, правда, что запись (особенно при съемке RAW+JPEG) происходит очень довольно долго и от карты памяти почти не зависит.

Классная картинка, в самом деле. Приятная цветопередача, оптимальная контрастность. Разглядывать снимки с X-E1 — сплошое удовольствие.

Однако сам процесс съемки требует некоторого привыкания.

Во-первых, Fujifilm так и не отказалась от необходимости переключения в режим Macro. Желаете снять что-то с близкого расстояния — извольте активировать соответствующий режим. Такой подход оправдан в случае с компактными камерами, а также с длиннофокусной оптикой для зеркалок (там обычно делают переключатель на корпусе объектива), но в X-E1 это совершенно ни к чему. Даже если вы поставите макрообъектив, вам все равно придется переключаться в режим Macro на камере. Делается это быстро, буквально в два нажатия, но сам факт такой необходимости порой раздражает.

Логично, что Fujifilm X-E1 получила такой же аккумулятор, как и X-Pro1, однако энергопотребление оптимизировано и теперь камера способна выдать около 350 кадров на одном заряде батареи. Для X-Pro1 было заявлено 300 кадров. На практике время автономной работы сильно зависит от стиля работы с камерой, а также от используемой оптики. Со стабилизированным объективом 18–55 мм нам как раз удалось отснять 360 кадров. Система стабилизации — вещь довольно прожорливая, так что с фикс-объективами Fujinon камера будет работать дольше, примерно до 450-500 кадров. Это вполне солидный показатель.

Очевидно, что Fujifilm X-E1 — фотоаппарат не для всех. Не слишком ухватистый, несколько громоздкий, с далеко не передовым дисплеем, но все же очаровательный и уникальный. Это справедливо и для других премиум-продуктов Fujifilm. Он очень стильный и выделяется на фоне многих других системных камер, при этом качество фотографий, снятых X-E1, достойно всяческих похвал.

Стоит аппарат недешево. Но многим из тех, кому X-Pro1 оказался не по карману, новая модель определенно подойдет. Так что аудитория X-серии Fujifilm станет шире. Из недостатков можно выделить только скромные возможности съемки видео и пару мелких просчетов в эргономике.

Новости партнеров