Nikon D800: вознагражденные ожидания

15 ноября 2012 Обзоры

Nikon D800: вознагражденные ожидания

Эту камеру фотографы ждали очень долго и, следовательно, с нарастающим нетерпением. Сегодня Nikon D800 стал реальностью, предлагая впечатляющие способности – 36-Мп матрицу, замер экспозиции по 91 зоне, видео Full HD, – сулящие ей успех и блестящую карьеру.

Долгие ожидания

Выход Nikon D800, полупрофессиональной зеркалки 24х36, предназначенной прийти на смену вышедшему в 2008 году D700, неоднократно переносился из-за осложнений в инфраструктуре производителя в 2011 (цунами в Японии в марте и наводнение в Таиланде в ноябре). Его предшественник, обладая 12-Мп матрицей 24х36 и являясь на момент своего выхода единственной полноформатной зеркалкой, доступной непрофессионалам, надежной и универсальной, имел большой успех, несмотря на присутствие на рынке прямого конкурента – Canon EOS 5D Mark II, лучше одаренного в пикселях и располагающего лучшей функцией видеосъемки.

С тех пор Nikon обновил свою линейку, предложив экспертам и профессионалам D300s и D3s, оснащенные видео, а любителям – D3100, D5100 и D7000, предлагающие 14/16 Мп против 12 Мп D700, но на матрице меньшего размера (APS-C). Понятно, что никонисты возлагали большие надежды на обновление D700. Насколько эти ожидания оправдались?

Внешние отличия от D700

Визуально сравнивая новую модель с D700 – качество сборки, управление, меню, – сразу замечаешь, что аппарат сильно отличается, но это ощущение базируется главным образом на эргономике, дизайне, тогда как габариты и интерфейс остаются достаточно схожими: камера по-прежнему выполнена из сплава магния, относительно легкая и крепкая. Уменьшение ширины корпуса на 1 мм и одновременное его утолщение на 4,5 мм незаметны, а вот потеря 75 граммов веса ощущается хорошо.

Новинка стала менее квадратной, со скругленными углами, и этот отход от суровой прямолинейности чувствуется, как только мы берем камеру в руки – спуск теперь размещается более естественно под указательный палец. Кроме того, более глубокая рукоятка обеспечивает удобный захват в руке. Переднее колесо выбора управления было перерисовано, чтобы предложить лучшую видимость и улучшенный захват. Оно остается блокируемым.

Отдельно стоит отметить фактуру корпуса. Используемый материал гарантирует комфортность при любой погоде – аппарат не выскользнет из рук, даже если на улице жарко и ладони потеют. По заверениям производителя, резинки в новой модели не те, что в предыдущих Nikon, и застрахованы от отклеивания. Камера прекрасно защищена от пыле и влаги, что позволяет ее использовать в непогоду.

Мы замечаем, что управление пережило многочисленные модификации, что связано, в первую очередь, с необходимостью интегрирования функционала видео в интерфейс. Была добавлена специальная клавиша мгновенного начала записи видео, спуск остается свободным во время записи видео, чтобы иметь возможность делать 2-МП фото. Кнопка включения LiveView с переключателем фото/видео заменяет на задней панели селектор зоны AF.

На колесе выбора режима протяжки, расположенном слева сверху, к трем кнопкам, отвечающими за настройки чувствительности, баланса белого и качества изображения, добавилась четвертая – мы можем теперь активировать напрямую функцию брекетинга, которая варьирует на нескольких кадрах экспозицию, компенсацию теней или баланс белого.

На лицевой стороне камеры (слева от байонетного крепления) есть две программируемые клавиши, каждую из которых можно настроить под собственные нужды через соответствующий раздел меню.

Видоискатель стал более дружелюбным: его покрытие расширилось, перейдя от 95 до 100% от реального кадра. С идентичным увеличением (0,7х) он стал более большим. Впредь мы здесь имеем возможность добавить поверх изображения сетку композиции.

Экран, сохраняя разрешение VGA (921000 точек), имеет прирост диагонали – 8 см вместо 7,6 см, и увеличенный цветовой охват, что обеспечивает более яркую и реалистичную картинку. Специальный датчик гарантирует точность автоматической настройки яркости дисплея в зависимости от освещенности. Угол обзора по вертикали и горизонтали составляет 170 градусов, не оставляя места для сожаления по поводу отсутствия поворотной конструкции дисплея. Экран защищен стеклом Hardlex, используемым в производстве часов, а также в авиации, которое не бьется и не царапается.

В новой модели разработчики почти не изменили логику меню, но некоторые опции были упрощены, а сигнальная система стала более современной.

Камера остается единственной зеркалкой, имеющей встроенную вспышку, которая может спасти кадр при недостаточном освещении, если вы забыли внешнюю вспышку, или контролировать другие дистанционные беспроводные вспышки в системе мульти-вспышек.

Глубинные отличия

Заметные изменения произошли с уже зарекомендовавшей себя системой автофокусировки Multi-CAM 3500 FX. Хотя количество датчиков автофокуса не изменилось – 51 зона определения, но алгоритм их функционирования был значительно пересмотрен. 15 центральных датчиков функционируют по двум осям (расположение крестообразное), что обеспечивает чувствительность до -2 IL при низком свете, соответствующую тому, что глаз может различить в видоискателе. Эти 15 датчиков работают в полную силу при использовании объективов с диафрагмой не меньше f/5.6. Изменения положительно влияют на скорость фокусировки при недостаточном освещении. При фокусировке в темноте на помощь приходит лампа подсветки. Пользователи оптических конвертеров могут не отказаться от использования автофокуса, поскольку чувствительность 11 центральных датчиков обеспечивает стабильные результаты до F8.

Курсор выбора режима фокусировки упрощен: он предлагает теперь только позиции автофокусировки AF и ручной MF. Режимы точечной фокусировки (AF-S фиксация точки при полунажатии спуска) и продолжающейся (AF-C продолжающаяся фокусировка с той же манипуляцией) активируются теперь через центральную кнопку, также как выбор зоны AF, не отрывая глаза от видоискателя. Пользователи D800 могут обратиться к ручному выбору между режимом выбранной точки, динамичным режимом с тремя опциями (с сопровождением по 9, 21 или 51 точке в случае, когда объект выходит на короткое время из зоны), следящим 3D для фиксации точки и ее сохранения на очень подвижном объекте, или же к автоматическому выбору, позволив аппарату все делать самостоятельно.

Эти различные режимы измерения дистанции, особенно последний, опираются на новый модуль измерения экспозиции, который со своей RGB матрицей 91000 пикселей (1005 у D700) способен распознавать сцены, исходя из яркости и цвета объекта. Этот инструмент, общий для данной модели и для Nikon D4, позволяет аппарату осуществлять определение лиц в реальном времени, сохраняя зеркальное визирование. Фотоаппарат цепляет молниеносно лица, проходящие в его досягаемости, чтобы определить экспозицию, баланс белого и фокусировку. Впредь мы можем ожидать высокой реактивности и большой точности экспозиции, даже при съемке со вспышкой, поскольку D800 использует последние новшества системы i-TTL.

36-Мп матрица

Разработчики NikonD800 сделали основную ставку на разрешающую способность новой матрицы CMOS – она предлагает разрешение, никогда ранее не виданное в формате 24х36 – 36,2 Мп.

С этим впечатляющим количеством пикселей новинка оставляет далеко позади конкурентов 24х36, которые достигают максимума в 24,5 Мп, и соперничает уже со среднеформатными аппаратами. Конечно, пиксели здесь более сжаты, что неизбежно поставит проблемы воспроизведения мельчайших деталей (дифракция, шумы, оптические дефекты). Но плотность фотоячеек – 4 Мп/кв.см – не является критической. Она ниже, чем у Alpha 77, имеющей 6,5 Мп/кв.см (24 Мп на датчике APS-C), не говоря уж о датчиках компактов. Такой удельный вес, по крайней мере, позволяет D800 сохранять диапазон чувствительности очень комфортный своего предшественника – от 100 до 6400 ISO (с расширением до 50-24600, с некоторыми ограничениями). И показатели шума при этом остаются на уровне 12-мегапиксельного D700. То есть рабочее значение ISO составляет 3200 единиц. Если не печатать фотографии в большом формате, то можно смело использовать и ISO 6400.

Известно, что с повышением значения чувствительности растет уровень шума. И тут Nikon заявляет, что структура датчика и его элементов (низкочастотный фильтр, микро-линзы) была продумана в этом плане и что 12-битный процессор Expeed 3 способен ограничить шум.

Другой проблемой столь высокого разрешения является вес кадра. Так, несжатый 14-битный Raw весит 74 Мб (на 8-Гб карту памяти едва поместится сотня изображений), с компрессией без потерь – 41,3 Мб, тогда как высший Jpeg весит в среднем 16,3 Мб. Чтобы сократить вес Jpeg-файла, можно варьировать коэффициент (FX, 1,2x, DX, 4/5) и размер изображения (Large, Medium, Small), или уровень компрессии. Напротив, для Raw Nikon не предусмотрел размера изображения ниже 36 Мп, кроме перестройки в DX.

Файл 7360х4912 пикс. позволяет получить изображение 42х62 см с разрешением в 300 dpi. А ведь в столь высоком разрешении мы нуждаемся только для сильных увеличений, предназначенных для близкого рассматривания (например, экспозиционные отпечатки в большом формате), и для кардинального перекадрирования (в спортивном репортаже, к примеру). Кроме того, необходимо понимать, что для получения реальной пользы от высокого разрешения – высокой детализации – очень важно соблюдение всех условий резкости – использование профессионального объектива, короткой выдержки, штатива, точность фокусировки, знание всех тонкостей фотосъемки… И тогда весь потенциал 36-Мп матрицы раскроется во всей красе, с потрясающим динамическим диапазоном.

Прирост разрешения сказался на скорострельности. С модулями автофокуса и экспозиции почти идентичными профессиональной камере D4, скорости сбора и обработки изображений уже не такие быстрые. В серийном режиме при полном формате FX мы далеки от того, чтобы достигнуть 11 кадров в секунду, как у D4, – придется довольствоваться 4 кадрами в секунду. С опциональной батарейной ручкой скорость можно увеличить до 6 кадров в секунду.

Более тихая и автономная

Nikonравно пересмотрел весь блок мотора своей зеркалки. Затвор выдерживает 200000 циклов, и его шум стал более глухим. Режим Q (Quiet) обеспечивает еще более приглушенный спуск, но мы при этом теряем в реактивности. В режиме LiveView выигрыш в незаметности еще более значительный, и механизм программируемого контроля функционирует впредь на независимый манер для спуска затвора, подъема зеркала и открытия диафрагмы. Таким образом, зеркало остается впредь неподвижным в высокой позиции, когда мы нажимаем на спуск в режиме визирования по экрану, тогда как на других зеркалках спуск вызывает шумное и бесполезное движение. Другое интересное усовершенствование заключается в том, что для обеспечения поддержки зеркала в поднятом положении не требуется энергии, что обеспечивает значительный выигрыш в автономии в режиме LiveView. С аккумулятором EN-EL15 (тот же, что у D7000, сравнительно недорогой, компактный и широко распространенный) Nikon обещает автономию в 900 кадров, согласно Cipa.

D800 использует рукоятку питания (опция) оптимального размера – MB-D12, которая может принимать или вторую батарею EN-EL15, или 4 батарейки/аккумулятора AA, или «супер-батарею» камеры D4 – EN-EL18. Этот опциональный инструмент обойдется дорого (450 евро), но, как уже упоминалось выше, позволит увеличить скорость в серийном режиме (в формате DX).

Новая зеркалка принимает последний стандарт USB 3.0 для обеспечения быстрой передачи, но упускает соединение для кабеля Ethernet и датчика Wi-Fi камеры D4. Опциональный датчик Wi-Fi WT-4 (650 евро) можно будет все-таки присоединить через USB, тогда как модуль GPS GP-1 (260 евро) присоединяется к соединению для пульта управления. Видеоператоры оценят соединение HDMI, которое позволяет выводить несжатый видеосигнал на внешние записывающие устройства и мониторы (ограничение длительности в 29 минут 59 секунд сохраняется), и гнездо для наушников, чтобы контролировать напрямую качество звука.

В том, что касается карт памяти, D800 перенимает логику D300s с двумя отсеками, один – для карт SD/SDHC/SDXC (совместим с высокоскоростными UHS-I), и другой – для Compact Flash (совместим с UDMA 7). Nikonне поддерживает новые карты XQD, как на D4, что логично, так как D800, даже если он и производит большие файлы и видео Full HD, не является специалистом бешенных серийных съемок и таким образом может удовлетвориться скоростями записи карт CD и SD. При наличии двух карт памяти можно настроить камеру так, чтобы на одну карту записывались несжатые фотографии, а на другую – JPEG-копии. Конечно, это не единственный вариант их использования – можно также дублировать содержимое на картах, а можно заполнять их поочередно и др.

Фотосъемка

В студийной съемке, съемке пейзажей камера показывает себя замечательной. Передача объема, цвета на – высоте, уровень детализации – при умелом обращении – вне конкуренции в данном формате. Но камера очень требовательная к точности настроек, к продуманности действий, не прощает ошибок, поэтому не подходит для тех, кто хочет получать качественные снимки, не прилагая никаких усилий. Профессионал же может получить на этой камере то, что в принципе невозможно на другой модели.

Камера молниеносно фокусируется даже в темноте, очень быстро работает и сохраняет снимки при условии использования «быстрых» карт, таких как CF 60 Мб/сек. или SD 10 кл. Для серийной съемки лучше обзавестись картой CF со скоростью записи 100 Мб/сек., иначе при заполнении буфера (после серии снимков) камера подвисает на пару минут (производит запись на карту).

При съемке при недостаточном освещении, на высоких ISO дисплей несколько зеленит картинку, что не соответствует получаемому фото.

Видео

Что касается возможностей видео, камера сделала огромный шаг вперед, по сравнению с D700, который был в этом плане обделенным, оставляя свободное поле битвы Canon 5D Mark II. D800 восполняет этот пробел, интегрируя функционал видео такой же полный и превосходный, как у недавней профессиональной камеры D4. Здесь есть все, чтобы удовлетворить требования сегодняшних профессионалов: разрешение Full HD 1920х1080 с прогрессивной разверткой, с различным выбором скоростей (60/50/30/25 или 24 к/с), сжатие H.264/Mpeg-4 AVC в формате MOV на уровне 24 Мб/сек. макс. В режиме HD (1280х720) доступен режим 60p. Сверх того, D800 предлагает профессиональным видеооператорам такие интересные возможности, как, например, выведение через порт HDMI необработанного сигнала видео на внешние записывающие устройства и монитор (его можно использовать, например, чтобы записывать прямой эфир), с возможностью играть на диафрагме в 1/8 IL с целью реализовать по-настоящему плавный переход в черном. Другой сильной точкой является возможность регулировки чувствительности микрофона в процессе записи. Это работает как для встроенного микрофона, который пишет звук в режиме моно, так и для внешнего, позволяющего сохранять звук в режиме стерео. Для большего удобства в камере предусмотрен стандартный 3,5-миллиметровый выход для наушников. Специальное устройство предлагают дополнительный визуальный контроль.

Еще один приятный момент – возможность использования crop-функции при съемке видео. Это позволяет задействовать всю матрицу либо же ее часть. Разрешение при этом сохраняется, а вот эквивалентное фокусное расстояние меняется. Так, при использовании объектива с фокусным расстоянием 50 мм мы получим угол зрения, аналогичный 75-миллиметровому объективу.

Как на всех зеркалках, зеркало поднято для видеосъемки, ни датчик автофокуса, ни модуль экспозиции не функционируют: таким образом, главный датчик гарантирует измерение экспозиции и замер дистанции (через определение контрастов), с помощью режима AF-F. Хотя, конечно, это предназначено для любителей, профессионалы предпочитают работать с фокусировкой и экспозицией вручную.

Во всех случаях действует ограничение на продолжительность видеоролика – 29 минут 59 секунд. Этот лимит не позволяет классифицировать устройство как настоящую видеокамеру.

Версия D800E

Одновременно с D800 в продаже появилась специальная версия этой же камеры с индексом «E». Отличает их лишь одна деталь: в D800E отсутствует фильтр сглаживания (low-pass фильтр). Этот фильтр предназначен для нейтрализации эффект муара. Обратная сторона медали – снижение резкости и детализации. Приобретая модификацию без него, фотограф получает повышенную детализацию, возможность вести съемку в инфракрасном диапазоне, но в то же время рискует обрести муар или неверную цветопередачу. Эта версия стоит дороже и будет интересна пейзажным фотографам и для съемки студийного макро.

Итог

Новая модель сохранила все сильные стороны своего знаменитого предшественника, добавив в копилку ценностей множество новых и немного сменив направленность – это уже не репортажная камера, которой является D700, а инструмент для художественной съемки.

Цена более чем разумная – 110 тысяч рублей за комплект без объектива. То есть, можно утверждать, что по соотношению цены, ресурса затвора, разрешения и видеовозможностей лучшего решения на рынке в данный момент нет.

Цена без объектива 110000 руб.

Метки записи:  , ,

Новости партнеров