Интервью с легендарным Стивом Мак-Карри

12 ноября 2013 Интересно о фото

Интервью с легендарным Стивом Мак-Карри

За свою 30-ти летнюю карьеру Стив Мак-Карри объездил много стран, добираясь до самых отдаленных мест планеты и создавая по-настоящему легендарные фотографии. Его снимок “Афганская девочка” признан одним из самых узнаваемых на планете. В сентрябре вышла книга фотографа: “Нерассказанное от Стива Мак-Карри: истории, стоящие за фотографиями”. А не так давно он стал членом группы профессиональных фотографов “SanDisk's Extreme Team Legends”. Несмотря на занятость, Стив нашел время, чтобы поделиться своими мыслями об изменениях, которые уже произошли в мире фотографии, или только ожидают нас.

Вы вынашивали свою книгу годами и потратили много сил, чтобы она наконец- то увидела свет. Как вам кажется, сейчас выпустить книгу легче, чем раньше?

Я не думаю, что что-то сильно поменялосья не думаю, что что-то сильно поменялось, просто сам процесс отбора материала стал другим. Если пару десятков лет назад главенствовал принцип "что проявил, из того и выбирай", то с появлением компьютера стало возможно почти сразу же увидеть результаты своей работы на экране. Стало больше возможностей для выбора, но в остальном всё осталось по-старому.

В 1984 году Стив Маккарри отправился в пакистанский лагерь для беженцев, скрывавшихся от ужасов войны в Афганистане. Там он встретил 13-летнюю девочку с необычайно выразительным глазами, фотографию которой вы видите перед собой. В 1985 фотография "Афганская девочка" появилась на обложке National Geographic. Все эти годы фотографу постоянно задавали вопросы о судьбе девушки, и он, в попытках отыскать ее, возвращался в Афганистан 10 раз. Наконец, Шарбат Гула (именно так ее звали) отыскалась - неподалеку от своей родной деревни рядом с пакистанской границей. Вскоре после того, как был сделан снимок, Шарбат вышла замуж и родила 4-х детей.

Многие фотографы говорят о главном изменении в мире фотографии - сейчас каждый день в социальные сети загружается огромное количество низкокачественных снимков. Как вы думаете, влияет ли это на наше отношение к фотографии как к искусству?

Теперь люди фотографируют чаще и больше, но, на самом деле, мы всегда были окружены огромным количеством снимков. 40 или 50 лет назад были очень популярны газеты и журналы, и вряд ли фотографии в них можно было назвать высокохудожественными. Сейчас им на смену пришли Instagram, социальные сети, интернет. Это вполне закономерная эволюция.

Как это повлияло на жанр документальной фотографии, в котором вы работаете?

Бывали времена, когда лишь немногие могли отважиться выехать за пределы родного дома специально для того, чтобы сделать фотографии близлежащих поселков, городов и штатов. 50 лет назад путешествовать было намного труднее, а порой даже невозможно. Люди не собирались выезжать за границу ради хороших снимков. Теперь для многих вполне реально отправиться в Кению, Бразилию или Новую Зеландию. Человек уже побывал практически в каждом уголке мира. Мира, который меняется очень быстро. Возьмем к примеру Индию. Нас уже ничем не удивишь - все видели Тадж Махал. Что еще можно сказать об этом шедевре архитектуры? С какой еще стороны его можно изучить? Как еще его можно изобразить? Теперь нужно копать глубже и искать неизведанные грани. Это действительно сложно.

Как вы выбираете места для съемки?

Я отправляюсь туда, где мне интересно. Я люблю бывать в уже знакомых местах, чтобы открывать для себя их новые стороны. Очень хотелось бы отправиться в Иран. Мое любопытство подсказывает мне, что это очень хорошее решение.

Каким образом вы исследуете выбранные вами места?

Очень важно не зацикливаться на желании изучить и увидеть абсолютно все. Не стоит также иметь завышенные ожидания - нужно видеть красоту в том, что есть. Если вы очень много читали или слышали о каком-то городе или какой-то стране, это накладывает отпечаток. Вы начинаете воспринимать действительность предвзято, и потом вас может постигнуть разочарование. При этом все же нужно понимать, что происходит в стране вашего назначения. Вы не можете поехать в Либию, Сирию, или, например, Афганистан, не зная ничего о ситуации в стране. Отправляясь в Непал, Африку, или отдаленные части России, также неплохо было бы познакомиться с культурными особенностями и обычаями этих стран. Со временем вы научитесь чувствовать “свои” места.

Кажется, вас влекут перемены. Вы как будто специально выбираете страны, в которых происходят социальные и культурные сдвиги. Чем они вас так манят?

Движение - неотъемлимая часть жизни. Для меня сам процесс жизни и смерти невероятно привлекателен. Что-то исчезает, а что-то остается на века. По-настоящему важно помнить, кто мы есть и кем мы были. Именно поэтому я люблю сравнивать свои старые и новые работы - я вижу, как изменился я сам.

В центре ваших фотографий - живые люди. Изменились ли отношения фотографа и модели с распространением фотографии по всему миру?

Мне кажется, люди стали гораздо подозрительнее. Теперь почти все знают, что такое модельный релиз. Но я никогда не заключал договор с моделями - это рекламное и коммерческое соглашение, а я не хочу иметь с этим ничего общего. Но современные люди хотят знать, зачем их снимают, где появятся фотографии, буду ли я или они иметь со снимков какую-то прибыть. Тоже самое касается детей: 20 или 30 лет назад сфотографировать ребенка в парке было гораздо проще, чем сейчас. Родителям нужно объяснять, зачем вам нужна фотография их ребенка. Но лично я не могу сказать, что ощущаю эти изменения на себе.

Вы всегда считали, что простая прогулка с камерой - это лучший способ исследовать местность. Вы до сих пор придерживаетесь такого мнения?

Для меня это действительно естественно и привычно. Ты просто приходишь в новый город и говоришь себе “Что ж, давай познакомимся с ним”. Нужно просто бродить по улочкам и наблюдать: будь ты в Париже или в обычной деревне. Искать то, что отзовется в твоей душе.
Жанр уличной фотографии требует особого состояния мыслей: возможно, это уже стало клише, но вы действительно должны жить моментом, находиться “здесь и сейчас”. Постарайтесь почувствовать вещи такими, какие они есть - уловить звуки, запахи. Когда вы последний раз выходили прогуляться ради самой прогулки, ради того, чтобы почувствовать то место, в котором вы оказались? Также не стоит выходить из дома только ради того, чтобы сделать гору снимков - пусть все происходит само собой, пусть у вас появится подлинное желание запечатлеть тот или иной момент. И не теряйте любопытства к жизни - она действительно удивительна. Со временем видение мира меняется и привычные вещи можно увидеть с новой стороны.
Такие культовые личности в мире фотографии, как Анри Картье-Брессон, Андре Кертес, Доротея Ланж или Уолкер Эванс никогда не теряли интерес к окружающему миру. За каждой их фотографией скрывается удивительная история.

Повлияло ли развитие технологий на вашу работу?

В молодости я проявлял фотографии в темной комнате, пытаясь открыть для себя что-то новое. Это время давно позади. Теперь снимать можно даже в темноте - пленка этого позволить не могла. Мы могли снимать в условиях низкого количества света на треноге или используя освещение, но не могли замедлить происходящее вокруг. Теперь же съемка в 10000 ISO является обычным делом, это огромное преимущество.
В былые времена, если у вас был Kodak Tri-X и вы выжимали на нем 1600 ISO, это казалось невероятным. Теперь мы можем снимать в условиях куда меньшего количества света. Разница очевидна.
Мы печатали и проявляли свои фотоснимки используя разные уловки: например, вырезали их и развешивали на куске проволоки в темной комнате. На создание одного снимка уходили часы и дни. С приходом компьютеров в нашу жизнь все изменилось - не нужно больше проводить целую вечность в студии, вдыхая химикаты.

Технику стало сложнее выбирать?

Я стараюсь не слишком зацикливаться на этом. Но я не могу не признать, что развитие цифровой техники стало огромным прорывом. В конце концов важно то, какой снимок у вас получился, а не то, как он у вас получился. Готовая фотография на вашем столе - вот что важно.
Если бы мы говорили о цифровой фотографии лет 10-12 назад, беседа была бы совершенно другой. Но на сегодняшний день все уже сказано и понятно.
В завершении всего, хочу сказать, что каждый из вас может сделать отличный снимок независимо от того, сколько стоит ваша камера и оборудование. Это как стихотворение - вы читаете его публике и никто не интересуется, написали вы его от руки или напечатали на машинке. Никому не интересно, сколько неудачных вариантов отправилось в мусорное ведро. Сколько снимков вы уже сделали? Это абсолютно не важно. Важен результат.