Интервью с концертным фотографом Марией Митрофановой

19 апреля 2011 Заметки фотографов

Мария Митрофанова — известный питерский концертный фотограф и музыкальный журналист.

Как фотограф, Мария работала и работает с такими изданиями, как «Собака», Re: Акция, Fuzz, Billboard, Rolling Stone, Русский Репортёр, а так же регулярно сотрудничает с музыкантами из JANE AIR, ANIMAL ДЖАZ, [AMATORY] и многими другими.

Ее концертные фотографии имеют собственную, уникальную и легко узнаваемую стилистику.

В интервью FotoTips.ru Мария Митрофанова рассказала о концертной фотографии в России, музыкальных фотобуках и клипах, а так же про особенности и приемы съемки концертов.

Начнем с нашего традиционного вопроса — как вы пришли в концертную фотографию?

М.М.: Изначально я работала пишущим журналистом, много ходила на концерты, писала отчеты, брала интервью.
Желание иллюстрировать свои собственные материалы было так велико, что я делала фото музыкантов на плёночную мыльницу.

Позже появилась мыльница цифровая, я начала активней снимать концерты, хоть сейчас и кажется, что это не имело никакого смысла.
Хотя моя первая выставка состояла из фотографий, снятых именно на цифровую мыльницу Konica Minolta, спасибо людям, которые дали мне шанс.

Что повлияло на ваш выбор снимать, в основном, концерты? Какой модели был ваш первый фотоаппарат?

Вопрос от нашего читателя @the_xead

М.М.: Я люблю концерты. Первый зеркальный фотоаппарат — Canon 350D.

Концертная фотография для вас — это хобби или работа?

Или это часть вашей профессии музыкального журналиста?
Не секрет, что для абсолютного большинства концертных фотографов съемка музыкантов — лишь хобби, которое никогда не заменит основную работу.

М.М.: Концертная съемка как таковая приносит гораздо больше удовольствия, чем денег.

Удовольствие от посещения концертов, от возможности снимать концерты тех артистов, музыка которых всегда вдохновляла тебя и о приезде которых ты даже и не мечтал когда-то, удовольствие от общения — с музыкантами, с организаторами концертов, с людьми, которые есть вокруг всего этого и с которыми иначе бы меня не свела судьба.

Учитывая все факторы, я не очень представляю себе ситуацию, в которой концертная съемка позволяла бы жить на доходы от неё.

Какое будущее у рынка концертной фотографии в России?

И он вообще есть — рынок?
Ведь у нас практически нет собственных (не переводных) печатных музыкальных изданий, музыкальных порталов вроде много, но большинство из них по уровню развития так и застряли в начале-середине 2000-ых.

Все действительно так плохо?

М.М.: Если рынок концертной фотографии и существует, то никто не хочет его воспринимать как рынок.

Фотография — этот тот же бизнес, что и любой другой. Но люди, которые в нём существуют, не воспринимают это серьезно — ведут нечестную игру, демпингуют, рушат рынок своим недальновидным поведением, совершенно не понимая, что именно происходит и что какое-то их действие серьезно влияет на ситуацию в целом (это как взмах крыла бабочки может вызвать тайфун на другом конце света).

Концертная фотография не будет развиваться, пока в ней будут люди, не ценящие свою работу (а такие будут всегда).

Хороший пример — группа просит тебя поснимать концерт, ты говоришь, что не сможешь сделать это бесплатно, просишь ценить своё время и свой труд, называешь достаточно скромную сумму, которая покроет твои расходы на дорогу до клуба и какие-то мелочи, но тебе говорят: «Что? Платить деньги? Нет, спасибо, мы найдём бесплатного фотографа». И, естественно, находят — потому что каждый второй с радостью побежит снимать ради практики, ради посещения концерта, ради приятного чувства, что его заметили и позвонили ему.

Есть, конечно, концерты и группы, которые хочется снимать бесплатно, но так устроен мир, что в нём всегда работает закон сохранения энергии — если ты отдал свою энергию, сделав какую-то работу, то что-то ты должен получить в ответ. Деньги ли это, какая-то помощь, другие бонусы или просто эмоциональная подпитка в виде шикарного концерта.

Точно так же и с журналами — за последнее время в таких уважаемых мною изданиях, как Billboard, Rolling Stone и «Русский Репортёр» выходили мои фотографии, но никто мне, естественно, не заплатил. Какой рынок, о чём речь?

Где публиковаться начинающим концертным фотографам?

М.М.: Мне кажется, что в наше время Интернет играет роль прекрасной стартовой площадки — именно с помощью Интернета фотографии доходят до своей целевой аудитории — до поклонников групп, до организаторов концертов, которым интересно иметь у себя фото с прошедших мероприятий, до самих музыкантов.

Всё стало очень быстро — кинул в твиттере ссылку на фотоотчёт, к примеру, с концерта группы «Каста», через 10 минут участник коллектива делает ретвит, и через час тысячи людей уже смотрят твои фото.

Конечно, получить финансовую выгоду из такой ситуации сложно, но в области концертной фотографии её не так-то просто получить вообще.

О концертных фотобуках

За границей очень популярны фотоальбомы (photobooks/фотобуки) с концертными фотографиями музыкантов. Так, в Японии зачастую вместе с группой в концертный тур едет и фотограф. А по завершению турне выпускается фотобук — фанатам в радость, музыкантам в прибыль.

Для России же фотобуки это скорее юбилейная история. Несколько лет назад «Алиса» выпустила ретроспективный фотобук, а сейчас «Ария» готовится выпустить фотоальбом по юбилейным концертам в Москве и Питере.

Может, через 20 лет так же и Amatory, Jane Air или Animal Джаz порадуют своих уже совсем немолодых фанатов фотобуком?

Как вы думаете, почему в России нет культуры фотобуков?

Неужели наши фанаты не готовы платить за альбомы? Тогда почему буки в золотом переплете не выпускают Гребенщиков или Макаревич? У них аудитория точно «денежная».

Вы бы хотели бы снять концертный фотобук о группе?

М.М.: Группе [AMATORY] совсем не надо ждать ещё 20 лет, чтобы выпустить фотобук — накануне их 10-летия мы планировали выпустить именно фотокнигу с их фотографиями. Думаю, что доведём начатое дело до конца.

Мне, как человеку, который фотографирует, нравится, когда твои фото обретают вещественный вид и выливаются в фотонигу. Это как маленький итог, веха, после которой можно двигаться дальше, закончив одну историю и начиная другую.

Так в подарок для своих друзей из группы JANE AIR я напечатала небольшие фотобуки — там были собраны фрагменты концертов, фотосетов и бэкстеджей.

За время нашей совместной работы у меня набралось столько фотографий, что некоторые из них парни и сами никогда не видели. Всё это было приурочено к выходу их альбома Weekend Warriors, а я как будто бы выпустила свой альбом — фотоальбом тиражом 8 экземпляров. Каждому участнику группы и один мне, на память.
Но это эксклюзивная, штучная история.

Вопрос, почему у нас в России нет культуры фотобуков, достаточно риторический. Точно так же можно спросить, почему у нас нет музыкальной индустрии? И задать ещё много вопросов, на которые не будет ответов.

К тому же музыка достаточно прикладная вещь — слушаешь её дома, в машине, в плеере, хорошо, приятно. А фотоальбом? Купил, посмотрел разочек и поставил на полку — место занимает, пыль собирает.

А в эпоху фотографий на жёстком диске, в телефоне или iPad`е всё стало ещё сложнее. Поэтому фотобуки — прерогатива людей, напрямую относящихся к этому искусству, — фотографов, дизайнеров.

Плюс это достаточно дорогое мероприятие — печать должна быть действительно качественной, иначе это не имеет никакого смысла. А нужно ли разоряться, если даже и диски никто не покупает? Гребенщиков и Макаревич, насколько я знаю, не являются лидерами продаж, предложите идею фотобука Стасу Михайлову=)

Поговорим о технической стороне концертной фотографии

Сразу три «холиварных» вопроса:

  • Какой камерой снимаете?
  • Каким RAW Конвертером обрабатываете?
  • Допускаете ли ретушь и монтаж концертных фотографий?

М.М.: Сейчас снимаю на Canon 5D mark II.

Люблю больше снимать в jpg, больше чувствую его, поэтому в обработке мне помогает старый добрый Фотошоп.

Монтаж в фотографии не допускаю — тогда это получается не фото, а что-то из области компьютерного искусства, графики. А ретушь — смотря какая, иногда приходится пару прыщиков у музыкантов с концертных фото убрать.

С какими объективами работаете?

М.М.: Я люблю работать с фиксами — от 15 мм до 100 мм.

Существует универсальный «рецепт» настроек экспозиции?

Многие начинающие концертные фотографы хотят узнать одну и ту же вешь — какие настроки ISO/диафрагмы/выдержки выставить, чтобы на обычном концерте в обычном клубе получить приятную картинку.

Понятно, что все индивидуально, но может, есть готовые рецепты?

М.М.: Меня всегда удивляют подобные вопросы от начинающих (да и продолжающих, в общем, тоже) фотографов — на каждом концерте всегда разный свет, более того, он постоянно меняется в рамках одно концерта.

Поскольку я всегда снимаю с ручными настройками, то каждая ситуация требует своего подхода.

Плюс я считаю, что нет никаких правил. Часто можно прочитать дискуссии о том, что не стоит поднимать iso выше 800 или что нужно закрывать диафрагму как можно больше.

Мне кажется, что всё это такие мелочи — если у тебя получается хорошая картинка, то иди своими путём, а не чьим-то чужим, о котором ты прочитал на фото-форуме или в комментариях в жж.

Вы часто работаете на открытых диафрагмах

Как боретесь с промашками по фокусу?

М.М.: С промашками борется корзина на моём компьютере — один из самых полезных инструментов в деле фотографа. Правда, надо заметить, что ей не так часто удаётся увидеть фото, где я и моя камера промазали с фокусом.

Как много дублей одного кадра вы обычно делаете во время съемки концерта?

М.М.: Я по своей натуре больше репортажник и люблю ловить какие-то моменты, если они есть. Например, прыжки или какие-то интересные движения. А когда снимаешь прыжок — у тебя не так много дублей в запасе, буквально один-два.

Сколько кадров сырого материала привозите со съемки концерта?

И сколько остается на выходе после отбора и обработки?

М.М.: Для обработки я отбираю примерно треть отснятого материала, после обработки он проходит ещё одну проверку и ещё какая-то часть отсеивается.

Поэтому по готовому материалу можно судить, приблизительно сколько нажатий на кнопочку сделал мой палец в процессе выступления исполнителя.

Так как я снимаю всё больше иностранных концертов, где время съемки ограничено тремя песнями, то с количеством кадров не очень-то разгуляешься. Можно сказать, что иностранные музыканты и организаторы концертов берегут ресурс моего затвора.

Вы используете вспышку во время съемки концертов?

Или работаете только с освещением самой площадки?

М.М.:Я не люблю использовать вспышку на концертах и не делаю этого — гораздо интересней пытаться передать атмосферу события на основе того освещения, что есть.

Плюс частенько использование вспышки просто запрещено, да и надо уважать людей, которые работают на сцене, и не слепить их вспышками.

Поговорим про обрабтку

Расскажите про ваш стандартный рабочий процесс обработки фотографий. В каких программах работаете? Какие инструменты используете в программах?

М.М.: Две фотографии с одного концерта могут быть очень не похожи одна на другую — по свету, цвету и прочим параметрам. Не говоря уже о фотографиях с разных концертов.

Поэтому к каждой картинке свой индивидуальный подход. А заниматься перечислением инструментов в фотошопе я не очень хочу — их там много, и большей частью из них я и пользуюсь.

Единственное, чего я никогда не делала и пока не планирую — не использовала готовые, кем-то созданные и выложенные в Интернете пресеты, плагины и прочие штучки.

Как снимать в клубах с плохим освещением?

Это, наверное, один из самых часто задаваемых вопросов среди начинающих фотографов. Снимая в Олимпийском, все понятно — снимай себе и радуйся: лови моменты, выстраивай композицию.

А что делать, когда в клубе очень плохое освещение: слабое, одноцветное или вообще лампочка накаливания одна весит на весь зал?

М.М.: Мне кажется, что можно развенчать миф об Олимпийском — недавно я снимала в ДС «Юбилейный» в Петербурге на большом фестивале, так вот свет там был гораздо хуже, чем вообще можно вообразить. По крайней мере, такого я не встречала очень давно.

Такие ситуации, когда освещение плохое или вовсе висит одна лампочка, как раз и дают «пинок» для творческого роста — попадая в сложную ситуацию, ты либо сдаёшься, либо начинаешь искать пути решения проблемы и что-то придумывать.

И решение этой задачи будут зависеть от имеющейся у тебя техники — фотоаппарата и объективов, от внешних обстоятельств, вплоть до поведения группы на сцене и людей в зале, и от того, как ты всем этим распорядишься.

Одного готового рецепта тут опять же нет, а тот, кто справится с задачей в таких сложных условиях, получит награду в виде чувства маленькой победы.

Пусть в клубе с одной лампочкой ты снимешь хуже, чем твой коллега в Олимпийском, но если ты снимешь в этом клубе сегодня лучше, чем снял там вчера, а завтра снимешь лучше, чем сегодня, то это уже победа. Потому что сравнивать себя можно только с самим собой.

Вы сняли несколько музыкальных клипов

Клип для группы Jane Air — Мое сердце сейчас

Расскажите о своих ощущениях от съемок клипов. Каково это — перейти от фотографии к операторской работе?
Идеи клипов придумываете вы или это общий творческий процесс, ваш и музыкантов?

М.М.: Мне всегда хотелось снимать видео, а Canon как будто угадали мои желания. Другой вопрос, что этому надо учиться, и что между фото и видео очень много различий.

Чаще всего разработка видео — это совместный процесс, ведь клип в итоге должен понравиться и мне, и им. Но у меня есть пара сюжетов, которые я хотела бы предложить конкретным группам. Поэтому надеюсь немножко подрасти в профессиональном плане и осуществить все свои задумки.

Что нужно, чтобы снять хороший клип?

Что нужно иметь молодой группе, чтобы снять интересный, эстетически приятный клип?

М.М.: Рецепт по-прежнему один — для того, чтобы молодой музыкальной группе стать интересной, им надо написать действительно хорошую песню.

Так же и с видео — чтобы оно было интересным, нужна действительно хорошая идея.

Почему так мало хороших клипов?

Сейчас практически все зеркалки умеют снимать вполне качественное видео, почему мы не видем сотен и тысяч интересных клипов молодых груп?

М.М.: Поэтому мы и не видим сотен классных клипов — фотоаппаратов у людей стало больше, а идей по-прежнему так же мало.

Какова «отдача» от клипов?

С западными музыкантами все просто — они дают ссылку на песню в айтюнсе и зарабатывают хорошие деньги. А что получают от клипов наши музыканты?

М.М.: Сейчас люди всё больше покупаются на какие-то визуальные образы. Целыми днями перекидывают друг другу ссылки на картинки или смотрят смешные ролики.

Поэтому музыкант, у которого есть видео, привлечёт к себе больше внимания, чем тот, у кого есть просто песня. Забавно, что здесь выигрывают даже и те, чьи клипы не представляют никакой эстетической ценности.

Какое будущее ждет музыкальные клипы?

Музыкальное телевидение по сути умерло. И не только в России, но и во всем мире. Кажется, что эпоха музыкального телевидения уже прошла, а интернет забивает ютубом в муз-гроб последние гвозди. Как думаете, что будет с музыкальными клипами лет через 10?

М.М.: Youtube таким образом выполняет функцию нового телевизора. Мне кажется, целевая аудитория многих музыкальных коллективов смотрит гораздо больше Интернета, чем ТВ.

Всё трансформируется с учётом времени, но не становится хуже.

А если лет через десять будут свои Интернет-передачи и музыкальные каналы в сети, то будет просто отлично. А может, через энное количество лет вместо нас уже будут бегать новые люди — с дубинками и в шкурах животных, и им будет не до видео.

Кстати, хочу ещё сказать, что 14 мая у меня будет мастер-класс по основам концертной съемки в студии Monochrome Loft в Петербурге, где, может, я расскажу больше, чем могло вместить в себя это интервью.

Контактная информация Марии Митрофановой:
Mail: mitrofanova.maria@gmail.com
ЖЖ: http://mitrofanova-m.livejournal.com/


Fototips

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также