Если сделать несколько удачных кадров на монокль, то можно влюбиться в него на всю жизнь

13 ноября 2013 Новости

Если сделать несколько удачных кадров на монокль, то можно влюбиться в него на всю жизнь

Картинка монокля — «таинственное изображение таинственного». Фотограф запечатлевает пространство, не доступное осязанию, где в преломлении света и воздуха простые вещи начинают жить своей, особой жизнью.

Как известно, фотография началась с камеры обскура. Изображение в ней проецировалось через очень маленькое отверстие, как и в современных пинхолах. Из-за низкой светочувствительности фотоматериалов того времени и малых размеров отверстия, выдержка при съёмке измерялась в минутах, а иногда и часах. О съёмке движущихся объектов при таких выдержках, естественно, не могло идти и речи, но фотографам очень хотелось запечатлеть эмоции людей, поэтому инженеры-оптики активно искали способы уменьшения выдержки. Через некоторое время способ был найден. Маленькое отверстие камеры обскура увеличили и поместили в него собирающую линзу, перед которой позднее была установлена диафрагма. Так родился на свет первый в истории линзовый объектив — монокль.

Монокль, а также другие мягкорисующие объективы, используется, в первую очередь, для съёмки портрета. Монокльпозволяет избежать документальной точности, поэтому на первый план выходит образ портретируемого. Кроме того, мягкость, присущая рисунку этого объектива, позволяет фотографам избежать длительного и трудоёмкого процесса ретуши.

Не менее популярен монокль среди фотографов‑пейзажистов. Изображение обретает объем, окружающий воздух становится как бы ощутимым, видимым. Картины природы, снятые моноклем, символичны, они дают пространство для воображения и домысливания, чем напоминают живопись импрессионистов.

Наиболее ярко выразительные свойства этого объектива раскрылись в творчестве фотографов, имеющих художественное образование. Благодаря их работам в начале 19 века сформировалось новое направление в фотографии под названием «пикториализм» (от англ. Pictorial — живописный).

В Советском Союзе пикториализм признали буржуазным искусством, а основным направлением провозгласили воспевающий новую власть соцреализм. Творчество фотографов, снимающих в технике пикториализма, жёстко игнорировалось, подобные художественные опыты могли привести к большим проблемам с набирающей обороты Системой. В официальной культуре на пикториальную фотографию было наложено табу.

Сегодня цензуру на индивидуальность и самобытность мы вспоминаем как страшный сон. В творчестве вновь ценен субъективный взгляд художника: нам интересно не общее, а личное, подчас даже интимное переживание творцом современного мира и осознание своего места в нем. Для достижения метафоричности и некоей надбытийности изображения многие фотографы, любители и профессионалы, обращаются к моноклю. Так создаются сказочные образцы пикториального искусства: лишенные крикливости, они шепчут нам о вечном, окутывая пеленой мечтательной вдумчивости.

Фотохудожник Людмила Таболина нашла свое «я», когда ей в руки чудесным образом попал объектив монокль: «В начале 90-х я была не очень довольна тем, что выходит из моих занятий фотографией. Оказалось, что именно пикториальная фотография — моя «кисточка», которую я так долго искала. Мы все устали от чернухи и грязи, а пикториальная фотография рассказывает о светлом».

Художник свободен в поисках сокровенного: каждый выбирает для себя не только наиболее близкие жанры и темы, но даже места, снимая которые удается максимально прочувствовать внутреннюю реальность. Так, у фотографа Елены Скибицкой довольно много пейзажей, но именно петергофские особенно ажурны, пластичны и поэтически недосказаны. Растворенный в поэзии образа, стирается реальный город, куда-то исчезает механическая логичность регулярного парка и возникает город-сон, город-туман, весь сотканный из световых лучей и пронизанный воздухом. Как акварели XIX века донесли до нас флер старого Петербурга, так и работы Скибицкой передадут через века образ этого прекрасного пригорода потомкам будущих веков.

Сейчас творческие объективы монокли изготавливаются мастерами вручную. Один из таких мастеров, Вячеслав Зитев, живёт и работает в Санкт-Петербурге. Эти объективы используют как с пленочными, так и с современными цифровыми фотокамерами. В зависимости от целей, Вы можете подобрать себе монокль с необходимым фокусным расстоянием. Приобрести объективы Вячеслава можно в некоторых фотомагазинах Москвы и Санкт-Петербурга. Например, в магазине «PhotoProCenter» (ул. Есенина д. 19, м. “Проспект Просвещения”).